Петр Порошенко неоднократно заявлял о необходимости ввода миротворческого контингента в ДНР и даже обращался с этим предложением в ООН. Однако против так называемых «синих беретов» выступала Россия и ДНР.
29 марта полпред республики в контактной группе Денис Пушилин заявил, что, кроме ССМ ОБСЕ, никакого иного миротворческого контингента в подписанных документах не предусмотрено.
Позиция России в этом вопросе совпадала с точкой зрения ДНР. 14 марта замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов сообщил: России известно о желании Украины ввести миротворческий контингент на Донбасс. Однако по словам Гатилова, согласно Минским соглашениям на территории ДНР могут присутствовать исключительно наблюдатели ОБСЕ. А раз о введении сторонних миротворцев договориться не получилось, было решено изменить саму формулировку. Сотрудникам мониторинговой миссии вложат в руки оружие и назовут их «миротворцами ОБСЕ». А вот на это согласились все.
Стоило Владимиру Путину на прямой линии сказать о том, что он солидарен с Петром Порошенко относительно ввода на Донбасс миротворцев ОБСЕ, как Пушилин выступил с заявлением. Полпред объявил: ДНР положительно относится к присутствию республике третьих лиц. Однако Пушилин счел нужным назвать их «мониторами», а не миротворцами. Он также отметил: «Мы однозначно против полицейской миссии, это нарушает комплекс мер (Минска-2)».
Эксперты рассказали «МК» какова вероятность введения третьих лиц на Донбасс, а также, что стороны понимают под формулировкой «миротворцы ОБСЕ».
Денис Денисов, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
- Раньше Россия считала, что выполнение Минских соглашений возможно без введения миротворцев, но процесс застопорился, поэтому Путин сделал свое заявление.
Вместе с тем хотя позиция Москвы заключается в достижении компромисса по будущему Донбасса, это должен быть двусторонний процесс. А Киев уже начал рубить собственную инициативу о миротворцах тем, что заявил об их введении в период проведения местных выборов в ДНР и ЛНР. Как известно, Украина согласна на них только при условии возвращения под свой контроль границы с Россией, чего никогда не будет. Теперь для всех должно быть очевидно, что Киев не хочет выполнять Минские соглашения.
Наталья Никонорова, глава МИД ДНР:
- Этот вопрос нужно обсуждать в Минске, сейчас необходимость милицейской миссии ОБСЕ не очевидна. Ранее на переговорах члены украинской делегации уже поднимали этот вопрос, но их мнение нисколько не похоже на позицию Путина. Киев хочет, чтобы милицейская миссия ОБСЕ присутствовала на всей территории республики, в частности, на границе с Россией. Кроме того, подключение миротворцев приведет к возникновению посредника между нами и Украиной, а это перечеркивает основную задачу Минского процесса — наладить прямой диалог между сторонами конфликта.
Вадим Карасев директор украинского Института глобальных стратегий:
- С точки зрения Украины, иностранный контингент на Донбассе по форме должен быть миротворческой миссией, но выполнять полицейские функции. Речь идет о расширении мандата ОБСЕ и превращении нынешних наблюдателей в полицейских. На наш взгляд, этот вариант устраивает всех участников «нормандского формата». В результате будут созданы внутренние административные и политические условия, а также соблюдены требования безопасности для проведения местных выборов. Политическая часть реализации Минских соглашений сдвинется с мертвой точки, и после выборов будет окончательно решен вопрос с децентрализацией Украины, особом статусе Донбасса и возвращении контроля над границей.