Одна из опций для правительства Нидерландов в случае победы противников ассоциации на референдуме – переложить ответственность на Брюссель и принять соглашение в существующем виде, отмечал ранее в беседе с «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр ТЭВДОЙ-БУРМУЛИ. На данный момент, по его мнению, есть другие варианты, но и подобный сценарий жизнеспособен.
«Сейчас Нидерланды как раз входят в этот процесс, начиная переговоры с ЕС, и, в качестве одной из опций они могут в конце концов с Брюсселем не договориться. – подчеркнул эксперт. – Однако при этом нельзя исключать и того, что партнеры пойдут навстречу Нидерландам и сделают соглашение более облегченным. То есть одна часть соглашения – например, торгово-экономическая, – будет введена в действие в нынешнем виде. А политические элементы могут быть отсрочены, по ним могут проводиться дополнительные переговоры с Украиной. Не вполне понятно, впрочем, как это будет оформлено. Голландцам сперва необходимо будет договориться со своими коллегами по ЕС, а потом вести переговоры с украинцами. Это довольно сложная процедура, но теоретически — проходимая, с учетом того, что Киев крайне заинтересован в любом варианте сближения с ЕС. Но есть вероятность и того, что в итоге Рютте скажет: «Мы старались, но ЕС был категорически против». Что касается постепенно вступления соглашения в силу, о котором я сказал ранее, то у ЕС в этом плане большая практика. Когда в 1995-1996 гг. – по причине первой чеченской войны – была заблокирована ратификация соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза с Россией, был создано отдельное временное соглашение. В него вынесли все торгово-экономические вопросы, содержавшиеся в СПС, и оно сразу было введено в действие. А политические вопросы партнерства ЕС и РФ были разморожены, когда закончилась война. Вот классический европейский подход к делам».