В предвыборный сезон разговоры о возможных кандидатах — первое дело. Озаботившись принципом гендерного равенства, начали подбирать кандидатов-женщин и для «Единой России», вбросив в СМИ утечку про Наталию Поклонскую — де и в список федеральный ее могут включить, и перспективы электоральные у нее самые замечательные.
Почему так думают — мне не понять. Как оратор она никудышна. Как спорщик — вообще никакая. Слабый голосок с истерическими нотками. Но, главное, есть ли у нее хоть какие-то предложения по налоговому законодательству, по управлению собственностью, по изменениям в Уголовном кодексе или Кодексе об административных правонарушениях? Я что-то не слышал. Напомню, что еще два года назад она работала в правовом поле Украины и была всем довольна — до киевского переворота. Успела ли она получить глубокие познания в российском законодательстве с тем, чтобы его модернизировать? Сомневаюсь. Что она будет говорить избирателям? Или ее хотят взять в качестве бессловесной иллюстрации? Иными словами, речь идет о том — если называть вещи своими именами, — могут ли россияне довольствоваться говорящей куклой как важным фактором при определении своих электоральных предпочтений?
Если вспомнить недавнюю историю, то свою первую славу Поклонская получила в Японии как героиня рисованных историй, манги. И уже затем началась пиар-раскрутка ее у нас — от безысходности. СМИ и политтехнологи обрадовались, что хоть кто-то привлек внимание с российской стороны в Крыму за рубежом в положительном аспекте. При этом журналисты не понимали, что ее «популярность» в Стране восходящего солнца — очень сомнительного свойства. Япония, в силу разных культурных и цивилизационных ограничений, — родина всевозможных половых извращений в Интернете — буккаке, гоккун и т.п. Традиция тянется еще от фривольных гравюр и рисунков сюнга, к которым приложил руку сам Хокусай. Ее типаж проходил по разряду хентай (сборники эротических аниме и манги), где есть миллион всевозможных подразделов, с любимыми героинями — школьницами в униформе. Поклонская, с ее типом девочки-отличницы, пионерско-комсомольской активистки и как бы детским лицом попала точно в образ. Так что гордиться популярностью среди специфической публики на краю света, в общем-то, не того...
С точки зрения электоральных перспектив при даже небольшом нажиме прессы окажется, что Поклонская может принести больше негатива для «ЕР», чем позитива. У нее непонятная биография, непрозрачная семейная и личная жизнь. Кто может гарантировать, что там не откроются скелеты в шкафу? Непонятно — чего она добилась как прокурор за два года работы? Какими профессиональными успехами может похвастать?
У Поклонской нет широкой известности в народе. Цель ее раскрутки — заслонить «неправильных» героев «крымской весны» вроде Стрелкова. Вот он-то мог бы и сказать многое, и подискутировать. Но его никогда не пустят ни в прямой эфир, ни на серьезное мероприятие. Я посмотрел отклики на новость о Полонской в Фейсбуке известного политолога, в комментариях царят сплошные ирония и скепсис — «вот если бы Поклонская баллотировалась в Японии, тогда да, победила бы без вариантов».
Главное — у Поклонской нет личной мотивации для выдвижения кроме «надо». Она никакой не политик, она — старательная карьеристка в системе прокуратуры. Это не хорошо и не плохо, а просто констатация ее социального типа. И лишь благодаря совпадению случайностей Поклонская неожиданно для себя попала в поле зрения СМИ и общественности. Опять-таки — ничем себя не проявив, за исключением того, что вернулась из Киева и напросилась на должность крымского прокурора, пустив притом слезу, согласно Белавенцеву.
Но случайные люди в политике опасны. Какой-нибудь Карелин, прежде чем войти в список «Единства», долго раскручивался как спортсмен, имел уже вкус к пиару, к пребыванию в статусе публичной известности. А Поклонская — это российский вариант казаков Гаврилюков, сотников Парасюков и комбатов Семенченко — маленьких людей, внезапно вознесенных наверх революционной волной. Не случайно, как неопытного человека, ее развели пранкеры, которым она заученным голосом обещала быть послушной.
Резюмируя, можно сказать, что Поклонскую сбивают с пути. Ее предназначение — работа в правоохранительных органах, к чему она имеет и способности, и вкус, и желание. Политика ей не нужна, и она сама это понимает, отрицая свои амбиции в данной сфере и говоря, что вполне удовлетворена нынешней должностью. Но при этом, сделав свой выбор в марте 2014-го, она подписалась на право использования ее имени и образа и в тех областях, куда она не очень-то и хотела бы попасть.