Эксперты обсудили возможность обмена Савченко после выдачи Украине Сенцова

"Надя слишком явно претендовала на свободу и озлобила многих людей"

Четверых осужденных в России украинцев могут передать Киеву. Речь идет о режиссере Олеге Сенцове и двух других фигурантах дела «крымских террористов» - Александре Кольченко и Геннадии Афанасьеве. Четвертым в этом списке значится Юрий Солошенко, осужденный за попытку приобретения в России секретных комплектующих к зенитно-ракетным комплексам С-300.

В пятницу, 8 апреля, стало известно, что Министерство юстиции Российской Федерации дало поручение ФСИН подготовить для этого все документы.

Пока речь об обмене заключенными между Россией и Украиной не идет, но многие эксперты заговорили именно о таком формате. В качестве возможных претендентов на выдачу со стороны Украины называют прежде всего наших Александра Александрова и Евгения Ерофеева.

«МК» вместе с экспертами попытался понять, будет ли обмен, и почему в списке нет Надежды Савченко.

"Надя слишком явно претендовала на свободу и озлобила многих людей"
Надежда Савченко. Фото: Агентство Москва.

Константин Затулин, директор Института стран СНГ, назвал возможную передачу четверых осужденных в России украинцев на родину «шагом в правильном направлении».

- Надеюсь, их будут передавать не безвозмездно, а взамен на тех тех узников совести с нашей стороны, которые сейчас находятся на Украине.

- Константин Федорович, можете прояснить, идет все же речь об обмене или пока об этом говорить рано?

- На этот вопрос я ответить не могу. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, нужно быть участником этого процесса. Я таковым не являюсь, но, думаю, такой вариант был бы правильным.

- Почему на ваш взгляд в этом списке нет Надежды Савченко?

- Может, потому, что она слишком уж явно претендовала на это, ее рассматривали чуть ли не как обязательную кандидатуру при таком обмене. Мне кажется, она переусердствовала и в своем поведении, и в PR-компании, которую она проводила. Добилась она этим только того, что озлобила очень многих людей. С некоторых пор создалось впечатление, что она вымогает или шантажирует, требуя своего безусловного освобождения в той или иной форме, в том числе и в форме обмена. И, наверное, у нас не все готовы идти на встречу такой настырности. На мой взгляд, с чисто человеческой точки зрения это вполне понятно после того, что она успела пропеть, прокричать, но главное, сделать. Но с точки зрения политической рациональности, холодного политического разума, думаю, было бы правильнее превозмочь эти эмоции и добавить ее кандидатуру во все эти списки. Выпереть ее из страны, обменяв при этом на людей, о которых мы должны думать — о тех, кто попал в плен или о тех, кто сидит в украинских тюрьмах по политическим мотивам.

- В интернете уже подняли шум, что возвращение этих людей на родину говорит о слабости позиции России.

- Это предсказуемая реакция, как и пляски на костях, которые последуют, если люди вроде Савченко или Сенцова все же окажутся на Украине. Мы переживем блогеров с их сокрушительными выводами о слабости России. Нас уже столько раз хоронили, и люди посерьезнее, чем блогеры в интернете, что сможем спокойно пережить и этот насморк.

- Если передача все же состоится, должна ли Украина признать справедливость предъявленных российской стороной Сенцову и остальным обвинений?

- Мне ясно, что Украина никогда этого не признает. Существует ли такое требование, ответить я не могу. Но могу привести пример из другой области, из темы армяно-азербайджанских отношений. В 2007 или 2008 году, точно сейчас не помню, была такая ситуация: азербайджанский офицер ночью зарубил армянского коллегу. Трагедия произошла в Венгрии, где они вместе стажировались по НАТОвской программе. Суд состоялся в Венгрии, тот товарищ, конечно, был осужден. Но сразу после окончания процесса Азербайджан начал добиваться передачи им их гражданина, чтобы он, якобы, отбывал наказание на родине. Венгрия пошла на это — преступника передали Азербайджану. Но наказания никакого он дома не отбывал. Сразу после передачи его отпустили на все четыре стороны, дали квартиру и сделали чуть ли не национальным героем. Так что о дальнейшем развитии ситуации говорить рано. Но, думаю, что Украина, в отличие от Азербайджана, будет настаивать на том, чтобы никаких условий для передачи не было.

Те же вопросы мы задали Денису Денисову, эксперту института стран СНГ:

- Денис Олегович, можно ли сейчас говорить именно об обмене или передача осужденных предполагается в одностороннем порядке?

- Исходя из той информации, которая есть на данный момент, именно об обмене и идет речь. По крайней мере, потенциально такая возможность есть.

- Если это все же будет обмен, то на кого именно? Ряд экспертов в числе наиболее вероятных кандидатур назвали Александрова и Ерофеева.

- Называть конкретные фамилии преждевременно, учитывая, что никто их официальных лиц России или Украины не комментирует данную ситуацию. Но из наиболее упоминаемых граждан нашей страны на первом месте именно они.

- Насколько я понимаю, Киев, чтобы добиться возвращения своих граждан, должен признать справедливость предъявленных им обвинений.

- Не обязательно. Форматы передачи могут быть разными — все зависит от желания и договоренностей сторон.

- Почему на ваш взгляд в списке возможных претендентов на экстрадицию нет Савченко?

- По-видимому, или украинская сторона не сильно интересуется возможностью ее обменять, либо для Савченко уготована другая роль, возможно, обмен на других российских граждан. Но, еще раз повторюсь, давайте дождемся сообщений, что будет именно обмен, узнаем, на каких условиях он будет производиться. Только тогда можно будет обсуждать ситуацию конкретно, а не на уровне догадок, в том числе говорить о «плюсах» и «минусах» той или иной «конфигурации».

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру