— Несмотря на то что немецкое правительство утверждает, что не может в индивидуальном порядке выйти из антироссийских санкций Евросоюза, я считаю, что это было бы неплохо. Сегодня ни один мировой политический кризис не может быть решен без сотрудничества с Россией. В том числе это касается ситуации в Сирии и на Украине. У Москвы очень конструктивная позиция по всем этим вопросам. Вместе с тем «Левая партия» считает ошибкой подписание с Украиной евроассоциации. Более того, в 2017 году в Германии пройдут выборы, и нам надо думать, с какими лозунгами идти к избирателям. Мы надеемся выиграть за счет объявления курса на сближение с Россией. Предвыборная кампания под лозунгом «Не делайте русских нашими врагами» была бы очень интересной. Кстати, начиная с 2014 года многие немцы, переехавшие в Германию из России, стали признаваться мне, что считают себя русскими, в частности, они пользуются только русскоязычными СМИ. Таких людей у нас около 3 млн. Надеюсь, что они проголосуют за нас.
— Что вы думаете о воссоединении Крыма с Россией и насколько эффективно, на ваш взгляд, Киев выполняет Минские соглашения?
— 9 мая в бундестаге должен пройти «круглый стол», на котором будет обсуждаться, какие пункты Минских соглашений были выполнены, а какие нет. Но я был в Горловке и видел, как украинские войска нарушали перемирие. К тому же Киев не поставляет туда гуманитарную помощь, не проводит конституционную реформу и так далее. Что касается Крыма, то большинство членов моей фракции считают, что его уход в Россию не отвечает нормам международного права. Но понятно, что он уже никогда не вернется на Украину.
— Почему Нидерланды проголосовали против ассоциации Украины с Евросоюзом и как их решение повлияет на дальнейшую евроинтеграцию Киева?
— Ассоциация означает, что Украина не только принимает участие во всех экономических процессах Европы, но и включается во все военные действия Евросоюза. С точки зрения «Левой партии», это соглашение может вступить в силу только в том случае, если за него выступят все члены Евросоюза. Поэтому в нынешней ситуации нужно начинать новые переговоры. Сегодня Украина банкрот, а ее власти решили наладить отношения с НАТО, многим в Европе это не нравится. Не знаю, чем бы закончился такой референдум в Германии, но решение Голландии — это сигнал к тому, чтобы Брюссель пересмотрел свое отношение к Киеву.
— Что рядовые немцы думают о происходящих на Донбассе событиях?
— Большинство немцев привыкли считать Украину частью СССР и продолжают отождествлять происходящие там события с тем, что творится в России. Для них очевидно, что русские и украинцы — братские народы. Страшно, что в современном мире существуют силы, раздувающие такие конфликты.