О чем Джон Керри никогда не договорится в Москве

Через тринадцать лет после конца света

Дружелюбно подшучивать над друг другом мы уже научились. Осталась сущая мелочь, прямо-таки безделица — научиться договариваться по ключевым вопросам мироустройства. Визит государственного секретаря США Джон Керри в Москву начался на предельно легкой ноте. Руководители внешнеполитических ведомств двух государств, словно партнеры по спортивной команде, обменялись юмористическими комплиментами.

Через тринадцать лет после конца света
Фото: flickr.com/МИД России.

«Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет успешной. Хочу воспользоваться этим моментом, чтобы поздравить тебя с днем рождения. Надеюсь, что эта дата придаст тебе дополнительную мудрость в проведении этих переговоров. Для 39 лет ( на самом деле Лаврову исполнилось 66 лет - «МК») ты выглядишь замечательно!» - «Джон, спасибо, но если мудрость измерять количеством дней рождения, то мне за тобой ( в прошлом декабре Керри исполнилось 72 года - «МК») не угнаться!»

Кто бы мог подумать, наблюдая за подобным обменам репликами, что друг с другом встретились вовсе не лучшие друзья, а министры иностранных дел держав, которые находятся под взаимными санкциями? Конечно, у международной политики на высшем уровне свои «законы жанра». Это только нынешний министр иностранных дел Украины и его предшественник в ранге и.о. могут всерьез считать, что искусство дипломатии заключается в публичном хамстве. Лавров и Керри - ветераны дипломатической игры в высшей лиге. Они прекрасно понимают, что иногда дипломатия — это широкие улыбки друг другу, сопровождаемые ударами в то место, за которое Путин некогда обещал повесить Саакашвили.

В плане нахождения взаимопонимания между Россией и Америкой взаимные любезности Джона Керри и Сергея Лаврова не значат ровным счетом ничего. Но знаете, какая мысль меня посетила во время наблюдения за их юмористически-дипломатическим дуэтом? Если бы лет двенадцать тому назад лидеры РФ и США смогли бы достичь взаимопонимания по поводу самых важных тогдашних вопросов международной политики, мы бы сейчас жили в принципиальном ином мире. Мире, где не было бы недавних кровавых терактов в Бельгии и во Франции. Мире, где не было бы войны в Сирии. Мире, где Россия и Украина по-прежнему оставались бы государствами-партнерами.

Как я уже не раз писал, любые попытки погрузиться в дебри «альтернативной истории» - заведомо бессмысленное занятие. Что случилось — то случилось. Что не произошло — то не произошло. Однако отказывать себе в праве задать вопрос «А что, если?..» - это тоже неправильно. Поэтому давайте попробуем поразмышлять о той альтернативной вселенной, в которой всем нам уже не жить.

«День рождения» нынешнего мира, в котором теракты происходят даже там, где их раньше никогда не было — это, с моей точки зрения, 20 марта 2003 года. В этот день Америка, наплевав на отчаянные предупреждения Москвы, Парижа и Берлина, начала свое вторжение в Ирак. Все потрясения, которые случились на Ближнем Востоке в следующие 13 лет — это прямое следствие того до изумления близорукого решения Джорджа Буша-младшего.

Сначала Ирак перестал существовать как единое государство и де-факто распался на несколько частей. Затем хаос переместился в соседнюю Сирию и превратил ее в зону сплошного кровопролития. В конце прошлого года настала очередь Европы — теракты в Париже показали всю степень незащищенности старого света перед угрозой ближневосточного терроризма.

Вот она, цена отказа Америки прислушаться к пророческим предупреждениям из Москвы. Сам Буш давно на политической пенсии — рисует свои автопортреты в ванной. А из-за решения, которое он принял 13 лет тому назад, продолжают гибнуть невинные люди. И ни у кого нет ни малейшего понятия, когда, как и чем это кончится. Никто не представляет, как это можно остановить. Но самое страшное — даже не это. Самое страшное — то, что Америка смотрит на «плоды рук своих» совсем по-другому. Америка искренне считает, что она не виновата. Америка искренне считает: во всем виновата Россия.

«Подробно переговорил с министром иностранных дел Лавровым по Сирии и Украине. Продуктивный диалог с важным партнером», - так Джон Керри описал в твиттере свою встречу в Москве. На эмоциональном уровне читать подобные записи довольно приятно. Но вот на логическом уровне я понимаю, что с вероятностью в 90% эти слова Керри — пустой дипломатический треп.

Я не знаю, выльется ли визит государственного секретаря США в Москву в какую-нибудь важную договоренность. Подобной возможности исключать нельзя. Но даже если события пойдут по самому оптимистичному сценарию, договоренность с Москвой станет для Вашингтона всего лишь вынужденным тактическим ходом.

Даже в 2003 году Америка не была готова к стратегическому партнерству с Россией. В 2016 году даже сама мысль о чем-то подобном является абсолютным табу для американского политического класса. У тех, кто «делает погоду» сидит в подкорке: Путин должен уйти. С Россией можно договариваться, когда мы приперты к стенке и не имеем другого выхода. Во всех остальных случаях с Москвой надо бороться. Чем хуже для России, тем лучше для Америки.

В Вашингтоне не понимают, что своим марш-броском в Сирию и обратно Россия оказала добрую услугу всему миру, включая США. В Америке в упор отказываются признавать: бросив спасательный круг светскому режиму в Дамаске и нивелировав угрозу полного захвата власти в Сирии исламскими экстремистами, Россия помогла даже тем, в чьих глазах Асад является злодеем. Америка продолжает действовать в рамках какой-то иной логики — логики, которая является чем угодно, но только не логикой в прямом смысле этого слова.

Вот почему я не думаю, что добрые шутки Джона Керри трансформируются в Москве во что-то более важное — например, в договоренность о скоординированных совместных действиях. Не думаю, но очень надеюсь, что я ошибаюсь.

Секрет гитары Керри: как играет госсекретарь США

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27063 от 25 марта 2016

Заголовок в газете: Через тринадцать лет после конца света

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру