Никаких «священных коров»
Ему 69 лет — своим главным соперникам по республиканскому лагерю, 45-летнему Теду Крузу и 44-летнему Марко Рубио, он в папаши годится. Немолод, но если посмотреть с другой стороны, то это плюс: значит, опытный.
Далеко не красавец — его прическа породила множество интернет-мемов и волну обсуждения: «родные» ли волосы у Трампа, или он носит парик (говорят, все-таки не парик)? Тоже не беда, с лица воду не пить. И тому подтверждение — три жены. Две из них, между прочим, славянского происхождения: первая, бывшая лыжница из Чехословакии Ивана Зельничкова, и нынешняя, модель из Словении Меланья Кнавс. Между ними была еще актриса Марла Мейплз.
Бизнесмен-девелопер, медиаперсона, богач — правда, в последнем мировом рейтинге миллиардеров по версии Forbes он со своими $4,5 млрд занимает «скромное» 324-е место.
А еще он деятель, который начисто лишен политкорректности. Для него не существует «священных коров». Он нарывается на скандалы, презирая всяческие табу. И при этом умудряется сухим выходить из воды.
Женщины? Не боясь обвинений в сексизме, Трамп устраивает обструкцию журналистке из Fox News, намекая на ее менструацию. Другого бы за это съели — рейтинги Трампа растут.
Мусульмане? Для них он после бойни в калифорнийском городе Сан-Бернардино, в результате которой погибли 14 человек, предложил прикрыть въезд в США — пока власти не разберутся. И тоже ничего: были протесты, а британские политики вообще хотели закрыть ему въезд в Соединенное Королевство, но Трамп все еще на коне.
Внешняя политика? К негодованию республиканского и демократического истеблишмента, он обещает в случае прихода в Белый дом поехать в Москву и найти общий язык с Путиным: «Он по крайней мере лидер. Не то что мы имеем у себя в стране».
Беженцы и мигранты? Трамп предлагает выслать из Соединенных Штатов 11 млн «нелегалов». В том числе беженцев, приехавших из Сирии. Ну а в приезжающих из соседней Мексики мигрантах он видит насильников и преступников.
Папа Римский? За свои высказывания по поводу строительства заграждений на границе с Мексикой Трамп удостоился отповеди со стороны главы Святого престола Франциска: «Тот, кто думает лишь о возведении стен, где бы они ни находились, а не о постройке мостов, — не христианин». Но слова понтифика ничуть не смутили миллиардера: «Для религиозного лидера постыдно сомневаться в вере человека. Я горжусь тем, что я христианин. Никакой лидер, особенно религиозный, не имеет права ставить под сомнение веру других людей. Папа Римский сказал обо мне негативные вещи, потому что мексиканские власти убедили его, что Трамп — нехороший человек».
Инвалиды? Во время выступления в штате Южная Каролина Трамп передразнивает журналиста с физическим недостатком. Ну, с масс-медиа Трамп вообще не церемонится: отказался участвовать в теледебатах из-за того, что не понравился модератор.
«Он — шоумен»
Его сравнивают с лордом Волан-де-Мортом из «Гарри Поттера» и с отвратительным королем Джоффри из «Игры престолов». С разрушительной «Звездой смерти» из Star Wars. С Годзиллой. С Санта-Клаусом. Или просто с клоуном.
В известном смысле сравнения, с каким знаком — плюс или минус — они ни делаются, отражают тот факт, что Дональд Трамп — в значительной мере порождение шоу-бизнеса.
И это, право, так. Не менее, чем в политике и бизнесе, он здорово засветился в зрелищной индустрии. Его дважды номинировали на премию «Эмми» за роли-камео в кино и телесериалах (от «Один дома-2» до «Дней нашей жизни»). За участие в сериале «Кандидат» удостоился звезды на Голливудской аллее славы. Трамп — завсегдатай разнообразных ток-шоу и других телевизионных программ. Сам вел реалити-шоу на канале NBC.
— Есть традиционные партии и традиционные политики, от которых американский избиратель немного подустал, потому что они не сильно отличаются друг от друга, — рассказывает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ), доктор исторических наук Юрий Рогулёв. — И когда появляется более-менее яркая, отличающаяся от других какой-то оригинальностью личность, это привлекает. С этим связана популярность не только Дональда Трампа, но и Берни Сандерса, поскольку человек он совершенно другого рода, но его политическая и идеологическая платформа тоже вызывает у избирателя симпатию. Что касается Трампа, у него бесспорный талант к использованию современных медиа и массовых мероприятий, пропагандистских кампаний, политических шоу. Он — шоумен. Так же как в какой-то мере Рональд Рейган — он тоже прекрасно выступал, всегда прекрасно общался с избирателями. И избирателям Рейган очень нравился, его даже называли «тефлоновым президентом»: к нему ничего не приставало. Даже если он допускал ошибки, принимал неправильные решения, допускал в высказываниях ляпы — ему все это прощали. Трамп — человек немножко в том же духе. Тем более что он очевидно пытается эпатировать публику резкими высказываниями, которых не услышишь от других политиков. Но насколько хватит его умения обращаться с публикой и средствами массовой информации? Насколько хватит шоуменства? Однако при подготовке к выборам в «супервторник» Трамп показал себя достаточно хитрым, даже изворотливым политиком — ему предстояли выборы в Техасе, родном штате Теда Круза, одного из ближайших его соперников. Американские журналисты обратили внимание на то, что он сделал при подготовке к этим выборам: он проводил там многотысячные политические шоу, а на устроенной им пресс-конференции он появился не с кем-нибудь, а с бывшим своим противником, губернатором штата Нью-Джерси и бывшим кандидатом в президенты, который поддержал его кандидатуру. У Трампа проблемы именно с поддержкой видных республиканцев, занимающих должности губернаторов и посты в Конгрессе США. В большинстве своем они выступают против Трампа. А тут он появился с губернатором Нью-Джерси — это очень сильный ход, который все сразу отметили. За своим шоуменством Трамп проявляет недюжинные политические способности.
— Если говорить не о политических элитах, а о простых американцах, чьи интересы отражает риторика Трампа?
— Можно привести пример первичных выборов в Неваде, в которой большое испаноязычное население, и можно было бы предположить, что они выступили бы против Трампа. Ведь он делал резкие антииммигрантские выводы, говорил, что через границу в США едут сплошные рецидивисты и преступники, которые насилуют, убивают и т.д. Но в Неваде Трамп победил — и это говорит о том, что он ведет продуманную кампанию. Мне все-таки представляется, что пока рано говорить о всеобщих интересах, все-таки он старается завоевать нишу в Республиканской партии. И это еще не весь избиратель. По общенациональным вопросам он проигрывает демократам — и Хиллари Клинтон, и Берни Сандерсу. А в Республиканской партии он пытается завоевать симпатии консерваторов, поскольку они в общем и целом заправляют в партии (речь о группировке «чаепития», Tea Party). Тед Круз тоже выступает от Tea Party, поэтому Трампу важно его отодвинуть. И Марко Рубио, которого поддерживает вся партия, но, как показывает пока вся кампания, он, видимо, еще не совсем созрел.
— Вы сравнили шоумена Трампа с голливудским актером Рейганом, а с кем еще можно его сравнить?
— Трамп, конечно, специфическое явление. Немножко похожие на него кандидаты были — например, Росс Перо на выборах-1992. Это был бизнесмен с большими деньгами, который сам вкладывался в свою избирательную кампанию. Но в отличие от Трампа он создал политическое движение, третью партию, создал политическую программу. И получил около 19% голосов избирателей, он был популярен (в основном на Юге — в Техасе, других штатах). И, кстати, он тогда помог Биллу Клинтону стать президентом, оттянув голоса у Джорджа Буша-старшего (причем в его вотчине, на Юге). Но он был серьезный политик, а не шоумен. И когда я сравниваю Трампа с Рейганом, я не имею в виду, что последний был несерьезным политиком. В этом смысле Рейган был на три головы выше Трампа: он давно был в политике, был губернатором Калифорнии, его воспринимали как старейшину и лидера в Республиканской партии. Помимо своих способностей к public relations он был известным политиком в своей партии и пользовался непререкаемым авторитетом. Трамп же ничем себя не проявил, никаких постов не занимал, никогда политикой не занимался...
«Это будет анти-Обама»
На свою президентскую кампанию Дональд Трамп готов потратить миллиард: «Я зарабатываю 400 миллионов долларов в год, так что какая разница? Что я хочу — это сделать нашу страну великой». И это выделяет его из обоймы остальных желающих вступить в схватку за Белый дом.
— Со времен Великой депрессии, со времен Рузвельта в Америке восторжествовала точка зрения, что миллионеры, представители плутократии, не могут занимать высшие должности, и в том числе должность президента страны, — говорит доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. — В шестидесятые годы в США имела место некоторая аберрация и со стороны демократов, и со стороны республиканцев. Демократы выдвинули представителя состоятельного семейства Кеннеди — и Джон Ф. Кеннеди победил. У нас не всегда понимают одну важную вещь: при всем том, что Кеннеди был, возможно, самым харизматичным президентом, подспудная сторона его убийства была в том, что нечего миллиардерам делать на вершине политического олимпа Америки. У республиканцев была та же самая проблема: выдвигался Нельсон Рокфеллер, тоже представитель богатейшего слоя. В середине 1970-х он стал вице-президентом (занимал этот пост в 1974–1977 гг. при президенте Форде. — «МК»), но потом ушел из политики, потому что его сбросили. И с тех пор в Америке было табу на выдвижение олигархов и плутократов.
— А как же Росс Перо с его выдвижением на президентских выборах-1992?
— Это все третья, маргинальная партия (в 1992 г. Перо баллотировался как независимый кандидат, а в 1996 г. — от Реформистской партии. — «МК»). Именно Росс Перо лишний раз послужил доказательством — он был абсолютно бесперспективный кандидат по американским стандартам. В Америке могут побеждать лишь представители двух основных партий. А так: ну, потрать свои деньги, погастролируй, повыступай — а перспектив у тебя, парень, нет! И вот это табу Трамп впервые за долгие годы нарушил. В американской общественной психологии господствовал принцип: «знаем мы этих миллионеров, нечего им делать во власти». А сегодня в связи с Трампом мы видим не только попытку легализировать в политике подобных людей, но и запрос на выдвижение именно таких людей. И это один из главных посылов кампании Трампа: я не завишу от своих спонсоров, я не чей-то ставленник, я сам, на свои деньги провожу кампанию. И это так! Эта ситуация в Республиканской партии сегодня оказалась востребованной. Как и философия: сначала заработай деньги, а потом приходи во власть. Чтобы власть не была коррумпированной, чтобы в ней не господствовали специальные интересы, чтобы президенты США не назначали послами тех, кто им дает денежки на избирательную кампанию. Трамп, ведя кампанию в отношении своих соперников, показывает: это классические политики, они все чьи-то ставленники, они все повязаны. Нельзя сделать карьеру в американской политике, не имея спонсоров. И вот с этим надо заканчивать — в этом-то и состоит феномен Трампа, феномен больших денег. Сегодня большие деньги приходят в большую политику. И по крайней мере на уровне Республиканской партии эта ситуация после восьми лет правления Обамы оказалась востребованной. Но получит ли Трамп признание у демократов и в более широком общественном контексте? Эта сага еще далеко не закончена. Проблема Трампа именно в этом.
Но если представить, что Дональд Трамп станет президентом США, то это будет анти-Обама. Потому что Обама показал, что любой выходец из хижины дяди Тома может стать президентом в Америке. А Трамп говорит: этот принцип исчерпал себя, мы видим, куда это завело, сегодня должен восторжествовать другой принцип: сначала надо заработать деньги в частном бизнесе, а потом приходить служить обществу.