- В первую очередь, я хочу просто пожать ему руку и поблагодарить его за все, что он сделал для России и Крыма. Я перенесла войну, но жить отдельно от России было труднее. Это счастье, что он помог нам вновь объединиться. Я видела многих руководителей страны, начиная со Сталина. Кто-то из них излучал страх, кто-то вызывал недоумение. От Путина исходит ощущение уверенности и надежности. Поверьте моему опыту, это дорогого стоит. А свой совет я хотела бы дать только ему.
- Каковы ваши воспоминания от предшествующей Дню Победы Ялтинской конференции февраля 1945 года?
- Я была еще девятиклассницей, но ощущение было таким же, как перед референдумом Крымской весны, которое я пережила уже в конце девятого десятка: предчувствие огромного праздника победы. В 45-ом мы на переменах бегали смотреть на приходящие корабли, рассматривали союзников, было интересно. Естественно, в работе той конференции я участвовать не могла, но зато как музейный и архивный работник первой узнала о том, что Черчилль прибыл в Ялту не один, а с Климентиной. Это произошло в середине девяностых годов, когда мы подняли книги отзывов нашего музея за 1945 год и обнаружили запись: "В этом Чеховском доме хранится загадка великого гения", сделанную рукой жены британского премьера. Вот каким был тогда интерес к русской литературе даже у иностранных правящих семей.
Ладно, так и быть, я скажу о своем совете Путину. Год литературы не должен был заканчиваться в 2015 году, он должен быть каждый год. И тогда в Ялту станут приезжать не только в купальный сезон, а круглый год, потому что чеховские места зимой не теряют актуальности. Только у него в гостях были более 20 великих русских писателей и поэтов. В чеховском доме только за годы мой работы побывало несметное количество великих людей. Сейчас год кино? Хорошо, я расскажу экскурсантам, как водила экскурсии для Никиты Михалкова и Эльдара Рязанова.
- После присоединения Крыма жить стало труднее?
- Было радостно. Трудно было прошедшей зимой, когда электричество иногда давали всего на два часа в день. А у меня еще и электрическое отопление. Темень и холод затормозили работу над моей новой книгой. А сейчас уже не только весна, но и полная уверенность, что та трудность осталась в прошлом.
- О чем ваша книга?
- О Чехове и о мистической связи с ним, лично моей. Когда я была новорожденной, произошло страшное землетрясение, наш дом разрушило и родители переехали в Ялту, в дом, соседний с чеховским...