Последний раз вопросы безопасности дорожного движения обсуждались на президиуме Госсовета в далеком 2005 году. С тех пор уровень автомобилизации населения вырос более чем в полтора раза: в крупных городах на 1 тыс жителей приходится около 300 машин, а например во Владивостоке и Красноярске - более 400 (в Москве - 350). "Это вызов и для самих водителей, и для тех, кто отвечает за организацию движения", - подчеркнул Владимир Путин.
Он напомнил, что хотя за минувшее десятилетие количество ДТП сократилось почти на 12%, количество жертв по-прежнему велико. За 10 лет на российских дорогах погибли 350 тыс человек, более 3 млн получили ранения и увечья. "Обращаю ваше внимание на эти ужасные цифры. Надо добиться кардинального снижения числа пострадавших", - заявил президент, уточнив, что основная вина за ДТП лежит на водителях, которые по-прежнему не отличаются высокой культурой вождения, постоянно нарушают правила и проявляют неуважение и агрессию к другим участникам движения.
С одной стороны, считает ВВП, автомобилистов надо воспитывать, привлекая к этому общественность и СМИ. Но процесс это длительный и не всегда эффективный, поэтому без наказаний не обойтись.
"Воспитание водителей должно идти параллельно с ужесточением наказания, - подчеркнул Путин, - Именно эти меры помогли решить вопрос с ремнями безопасности и заставили водителей устанавливать кресла для детей в салонах, благодаря чему вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах". Президент предложил повысить ответственность за ДТП на пешеходных переходах, где по вине водителей только в прошлом году погибло более тысячи человек, и призвал правительство ускорить внесение в Госдуму законопроектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения. "Должны были внести 13, внесли только один! Все сроки сорваны!"- раскритиковал кабмин глава государства.
Особое внимание президиум Госсовета уделил вопросу передачи части полномочий по администрированию штрафов за нарушение ПДД от МВД региональным властям. Эту тему давно уже лоббируют столичные власти.
Мэр Москвы Сергей Собянин кратко пояснил присутствующим, о чем идет речь - во-первых, регионы могли бы администрировать нарушения, регистрируемые камерами видеофиксации (в Москве 12 млн в год), а во-вторых, взять на себя оформление протоколов за парковку на тротуарах.
"Сейчас мы занимаемся администрированием парковки на улично-дорожной сети, а тротуары по-прежнему находятся в ведении МВД. В случае передачи полномочий 1,5 тыс полицейских могли бы заняться более серьезными преступлениями", - рассказал Собянин.
Источник в горадминистрации пояснил "МК", что речь идет об усилении контроля и повышении собираемости штрафов. У МВД не хватает рук и глаз, а Москва, создавшая собственную дорожную службу, более эффективна. Да и дополнительные деньги бюджету не помешают.
Путин сказал, что передачу полномочий нужно обсудить в правительстве и с главами других регионов, но в целом идея правильная. При этом все поступления от штрафов предлагается передавать в Дорожный фонд и целевым образом тратить на дороги и вопросы, связанные с безопасностью (например, строительство подземных переходов).
Сейчас 30 регионов имеют Дорожные фонды, но деньги оттуда тратят, на что хотят, посетовал помощник президента Андрей Белоусов. МВД готово поделиться полномочиями по администрированию штрафов регионам.
Кроме того замминистра Дмитрий Миронов попросил ускорить переход на оформление ДТП, где вред причинен только автомобилям, без участия сотрудников полиции. Сейчас 90% таких происшествий по-прежнему оформляет ГИБДД. А переход на европротоколы запланирован только с 1 января 2017 года. Владимир Путин подчеркнул, что в этом и был смысл реформы. "Чтобы убрать лишние неудобства и формальности, необходимо реализовать весь комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции", - сказал он.
Уполномоченный по правам человека Павел Астахов попросил чиновников внести в законодательство положение, запрещающее водителям оставлять ребенка дошкольного возраста в автомобиле одного. В последнее время это явление, по его словам, приобрело массовый характер: вместе с эвакуированными машинами на штрафстоянки приезжают грудные младенцы, а дети постарше погибают, запутавшись, например, в привязных ремнях. "Нужно ввести санкцию, чтобы предупредить родителей", - считает Астахов. Еще одно резонансное предложение поступило от министра связи Николая Никифорова.
По его мнению, видеофиксацией правонарушений на дорогах могли бы заниматься не только камеры, но и обычные граждане, владеющими смартфонами. Чтобы их записи приобрели юридическую силу, Минсвязи уже подготовило "точечную" поправку в КОАП.