Местные правоохранители считают, что атака была совершена двумя смертниками с применением начиненного взрывчаткой автомобиля. Машина подорвалась, когда проезжала мимо самой людной остановки в столице, через которую проходят маршруты большинства автобусов. Также рядом находятся торговый центр и множество магазинов. МВД Турции считает, что террористы целились именно в гражданское население.
Местные чиновники в разговоре с прессой уже успели обвинить в нападении Рабочую партию Курдистана (РПК) — боевую группировку, авиаудары по которой Анкара наносит на севере Ирака. «Пусть наши граждане не беспокоятся: наше государство с помощью мудрого турецкого народа поставит на колени террористические силы, которые воюют против единства и братства нашего народа», — заявил Эрдоган, комментируя теракт. Министр юстиции Турции Бекир Боздаг написал в Твиттере, что взрыв сплотит турецкий народ.
«Электорат сильнее сплотится вокруг Эрдогана, — поясняет «МК» эксперт по Турции Ильшат САЕТОВ. — У него есть две опасности с точки зрения электоральных групп — религиозные курды, которые от него начали отходить последние год-два, и турецкие националисты, которые из-за коррупционных дел и авторитарных поползновений Эрдогана также потеряли к нему интерес. Война с курдами как раз заставляет их определиться, на чьей они стороне. Религиозные курды, соответственно, вынуждены принять сторону Эрдогана, потому что РПК — террористическая организация коммунистического толка. Они всю жизнь с ней были во враждебных отношениях. А что касается турецких националистов, то главный смысл их существования — политическая конфронтация с курдами. Таким образом, Эрдоган сплачивает народ, и его поддержка потихоньку растет. Со сбитым российским самолетом было то же самое».
По мнению аналитика, винить курдов, а не, например, «Исламское государство» (ИГ, террористическая группировка, запрещенная в РФ. — «МК») властям Турции сейчас крайне удобно. «Винят того, кого выгодно, — считает Ильшат Саетов. — На данный момент у Турции с ИГ прохладный нейтралитет. Они никак не воюют. Анкаре нужно сейчас сплотить электорат внутри страны и получить какую-то легитимность для войны с «Демократическим союзом» (курдская партия в Сирии, которая признана властями Турции политическим крылом РПК. — «МК»). Интересно, что на сайте посольства США в Турции за несколько дней до атаки было предупреждение, что может случиться теракт. Это, скорее всего, сообщили турецкие власти». Эксперт отмечает, что ИГ берет на себя ответственность только за те теракты, которые могут сделать ему имидж. Что касается атак в Турции, то у боевиков ИГ такой необходимости пока нет.
«Пока в Сирии не восстановится мир, бороться с террором внутри Турции будет очень сложно, — заявил «МК» политолог, доцент Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул ИСМАИЛ, — потому что сегодня потоки оружия идут как раз оттуда. Турции нужно доказать, что ветви РПК находятся не только в Ираке, но и в Сирии. США, в свою очередь, должны действовать по отношению к Турции как к союзнику. В первую очередь необходимо заручиться международной поддержкой, во-вторых, изменить политику внутри страны. Та политика, которая проводилась в контексте курдской проблемы, была ошибочной в том смысле, что, с одной стороны, шел процесс демократизации, но с другой, ведя такую политику, Турция пошла на поводу у террористических организаций. Разговор с террористами вести нельзя. Ошибка заключается в том, что террористам дали спуститься с гор в города. Безнаказанность дает свои плоды».
МЕЖДУ ТЕМ
Террористы «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (организация запрещена в России) атаковали сразу три отеля в столице Кот-д′Ивуара. Вооруженные боевики обстреляли туристов на пляже, в результате чего погибли 16 человек. Среди жертв — граждане Кот-д′Ивуара и других стран. За последнее время в западной части Африки произошло несколько крупных нападений. Так, в ноябре 2015 года боевики обстреляли отель в Мали. А в январе 2016-го исламисты атаковали отель и кафе в Буркина-Фасо.