К чему в итоге приведет режим прекращения огня в Сирии

Запутанное перемирие

Минобороны РФ в выходные заявило, что в Сирии уже 35 отрядов боевиков готовы прекратить боевые действия и принять участие в мирном диалоге о будущем страны. Несмотря на то что режим прекращения огня, объявленный в Сирии 27 февраля, нарушается практически каждый день, попытки России создать площадку для политического диалога приветствуются как в Сирии, так и за ее пределами. Российский политолог, в целом одобряя концепцию разговора дипломатов вместо пушек, считает, что четкого понимания, к чему этот диалог в итоге приведет, пока нет.

Запутанное перемирие

Российское военное ведомство в конце февраля открыло на авиабазе «Хмеймим» Центр примирения — своеобразную информационно-аналитическую площадку, куда стекается информация о нарушении режима прекращения огня, ведется работа с представителями группировок, которые готовы прекратить боевые действия, а также формируются гуманитарные конвои. Прогресс во внутрисирийском диалоге, конечно, существует. По данным Минобороны, «общее количество незаконных вооруженных формирований, заявивших о своей приверженности выполнению и принятию условий прекращения боевых действий, достигло 35».

Продолжаются переговоры с лидерами еще четырех вооруженных формирований, действующих в провинциях Дамаск, Деръа и Хама, также договоренности о примирении достигнуты с главами 42 населенных пунктов. Однако режим прекращения огня в Сирии нарушается ежедневно. Происходит это в основном в городах Идлиб, Хама, Алеппо.

Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что ситуация в Сирии после объявления перемирия остается достаточно запутанной. «Сейчас перемирие заключается с небольшими группировками, грубо говоря, охраняющими свою деревню или район, таких в Сирии насчитывается около 1200. Понятно, что особой погоды эти разрозненные группы не делают», — убежден политолог. Он напомнил, что режим перемирия не распространяется на две самые крупные террористические группировки «Джабхат ан-Нусра» и ИГИЛ (запрещены в России), в которые входят около 70 процентов всех боевиков, воюющих в Сирии. Крупные группировки, не признанные ООН террористическими, такие как «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», пока на диалог идут неохотно, и никаких четких договоренностей с ними нет.

«Пройдет две недели, понятно, что это время группировками будет использовано для укрепления своих позиций. Сейчас уже начинаются взаимные обвинения между США и Россией в том, кто виноват в попытках срывов перемирия. Ситуация довольно запутанная», — считает Багдасаров.

Политолог уверен: чтобы предметно договариваться с вменяемыми конфликтующими сторонами, нужно выработать четкую формулу — что из себя будет представлять Сирия в конечном итоге, после всех переговоров. «Сейчас наконец-то заговорили о том, что Сирия должна стать федеративным государством. Достаточно много голосов за предоставление автономии сирийским курдам. Если этот вопрос начнут обсуждать серьезно, то уверен, что своей автономии попросят друзы, сунниты и так далее», — убежден он. По мнению Багдасарова, временное прекращение огня не самоцель, нужно понять в итоге, к чему это перемирие приведет и что при этом выиграет Россия, но вопросов здесь пока больше чем ответов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27049 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Запутанное перемирие

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру