В Госдуме признали: на новый КоАП не хватает денег

«Принимать можно что угодно, но действовать полиция будет в рамках тех средств, которые есть»

На совещании в Госдуме, где обсуждался проект нового Кодекса об административных правонарушениях, выяснилось, что правительство в целом и МВД в частности против некоторых важных «либеральных» новаций, потому что… на их реализацию нет денег.

«Принимать можно что угодно, но действовать полиция будет в рамках тех средств, которые есть»

Открывая мероприятие, спикер Госдумы Сергей Нарышкин напомнил: действующему КоАПу уже 15 лет, и сотни принятых в последние годы законов «не оставили живого места от первоначального текста». (Кстати, львиная доля этих поправок была принята именно депутатами нынешнего созыва.) «Тришкин кафтан», «лоскутное одеяло» - такими словами характеризовали сложившуюся в административном праве ситуацию участники совещания.

Один из авторов нового КоАПа, глава думского Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») напомнил, что прошло 21 рабочее совещание с участием представителей разных органов власти и общественных организаций - высказанные ими замечания и предложения будут учтены при подготовке текста ко второму чтению. Некоторые предложения противоречат друг другу, признал ещё один автор КоАПа Дмитрий Вяткин («ЕР»).

«Хочется быть либералом, но не получается»,- посетовал директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светлов: если административную ответственность всё время снижать, то «мы можем придти к тому, что она станет просто отеческим пожеланием, что в условиях неисполнения судебных решений просто недопустимо».

Он посоветовал продолжить консультации с субъектами Федерации: Россия - пёстрая в социальном и демографическом отношении страна, и «завтра возникнет вопрос, не будут ли федеральные нормы применяться по-разному в разных регионах».

Позднее первый замглавы аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Старовойтов изложил главную претензию регионов к новому КоАП: «Он исключает возможность должностных лиц казанных учреждений составлять протоколы и выписывать штрафы» - таким правом наделяются лишь представители органов власти.

Между тем функции инспекторов в Москве и других крупных городах выполняют тысячи сотрудников специально созданных ГКУ, они ловят безбилетников, следят за соблюдением правил парковки, правил лесной охраны, и т.д. «Значит, их придётся зачислять на госслужбу, что дорого и нецелесообразно», а полиция «не администрирует составы КоАП без особого соглашения с регионами», - сказал он.

Про деньги говорил и замглавы Минюста Дмитрий Аристов. Сообщив, что правительство КоАП концептуально поддерживает, чиновник предложил «еще раз оценить последствия принятия отдельных положений».

Некоторые органы власти наделяются новыми полномочиями по составлению протоколов, а при рассмотрении административных дел в судах вводится состязательный процесс, напоминающий уголовный или арбитражный, «что требует осторожного подхода с учетом сокращения финансирования и численности органов власти».

«Принимать можно что угодно, но действовать полиция будет в рамках тех денег, которые есть», - заявил замглавы МВД Игорь Зубов: «Мы понимаем стремление сделать КоАП более демократичным и понятным, но при сокращении расходов даже благие идеи могут иметь отрицательный результат».

Принцип состязательности важен для повышения уровня обоснованности судебных решений, признал г-н Зубов, но это потребует участия в процессе должностных лиц того органа, который возбудил административное дело, что затратно. В 2015 году в суд было направлено 6,5 млн. протоколов об административных правонарушениях, из них МВД - 5 млн., сообщил чиновник, и если рассмотрение дел при таких масштабах пойдёт по тем правилам, которые предлагают авторы КоАП, для обеспечения присутствия сотрудников МВД в судах «потребуется увеличить штаты на 7 603 единиц и около 4 млрд рублей дополнительного финансирования».

Кроме того, заметил г-н Зубов, предлагается более активное, чем сейчас, применение такого административного наказания, как арест, который исполняет МВД. И сегодня нет в должных количествах специальных приемников для отбывания административного ареста, а большую часть приговоренных к нему приходится держать в ИВС, где совсем другие условия, а если всё делать по правилам, потребуется ещё 3 млрд. рублей… К тому же регионы всё время пытаются навязать полиции исполнение тех или иных административных функций, но «ни одного предложения денег при этом нет», - заявил представитель МВД.

Его поддержал Владимир Каланда, первый замглавы ФСКН: «Те новации, которые есть в КОАП, должны учитывать финансовые возможности правоохранительных органов, иначе не выполнить будет нельзя, а выполнить - просто невозможно».

Г-н Коланда тоже опасается чрезмерной «либерализации» КоАП.

Напрасно, если судить по выступлениям представителей бизнеса. Президент РСПП Александр Шохин обратил внимание на существенное увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности: минимального - с 2 до 6 месяцев, по налоговым нарушениям - с 1 до 3 лет, антимонопольным - с 1 до 4 лет. «Это приведёт к повышенной неопределенности для юрлиц, хотя и облегчает работу для контрольных органов»,- сказал он. Новые размеры штрафов по «экономическим» составам глава РСПП назвал «чрезмерными» - «они увеличиваются не только в разы, но и на порядки, что требует обоснования».

По сравнению со штрафами в проекте КоАП, продолжил г-н Шохин, «некоторые штрафы в УК выглядят смешными», и если так дальше пойдёт, то на фоне декриминализированного и гуманизированного УК в какой-то момент мы можем увидеть демонизированный КоАП».

Вице-президент ТПП Вадим Чубаров привёл пример: вместо нынешних до 300 тысяч рублей штрафа для юридических лиц в сфере туристической деятельности новый КоАП предлагает штраф до 10 млн. рублей. Он, как и многие другие участники дискуссии, отметил «некоторое сближение административного права с уголовным» - и по процедурам, и по наказаниям.

Бизнес не устраивает новый вид административного наказания - ликвидация юрлиц, и, в отличие от правительства, совершенно устраивает введение в административный процесс принципов состязательности.

Замглавы Минэкономразвития Олег Фомичёв заверил, что это ведомство подготовит поправки «по предпринимательским составам», и надеется добиться соразмерности наказаний в зависимости от тяжести нарушений.

Глава ФССП Артур Парфенчиков заметил, что проблема исполнения административных наказаний остается очень острой: 69 млн. дел введёт сейчас ведомство. Нужно совершенствовать систему извещения граждан о юридических процедурах, заявил он, и собирать как можно более полные персональные сведения о гражданах, подвергшихся наказанию, чтобы ФССП могла их безошибочно идентифицировать.

«Сегодня через ФССП исполняется в среднем 50 или 60% решений о назначении штрафов»,- признал г-н Плигин. Особенно острая ситуация - с взысканием штрафов с юрлиц, которые уже не работают (назначено на 938 млрд. рублей - взыскали лишь 47 млрд.) «Если мы наладим систему сбора штрафов - сможем компенсировать и расходы МВД», - заявил депутат.

Он напомнил, что речь идёт о миллионах нарушений, которые влияют на жизнь миллионов людей, и «социальный мир стоит значительно больше, чем те цифры, о которых мы говорим», - заявил г-н Плигин.

Госдума намерена принять новый КоАП в первом чтении в середине марта. Ко второму чтению документ очевидно подвергнется переработке, масштабы и вектор которой пока предсказать трудно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27046 от 3 марта 2016

Заголовок в газете: На новый КОАП не хватит денег

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру