«Сейчас вы спросите меня про объединение демократов, а я отвечу: мы сделаем все возможное. А пока вы думаете, что еще спросить, пусть скажет Эмилия Эдгардовна (председатель партии. — Авт.)», — шутил Явлинский перед брифингом.
Выступая перед журналистами, он еще раз озвучил свою позицию, что «человек выше любой идеологии» и что для выхода из кризиса нужно предложить реальную экономическую программу: обеспечить незыблемые права частной собственности, структурные реформы и диверсификацию экономики, уход от сырьевой ориентации, укрепление банковского сектора, прекращение военно-политических авантюр и прекращение санкций и антисанкций, поддержку не государственных крупнейших структур, а поддержку за счет создания соответствующей инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Важны и политические меры: закон должен быть одинаковым для всех, а суд должен быть независимым.
— Но именно эти меры невозможны в этой системе, — добавил политик.
— И как же менять систему?
— Наконец-то у нас есть ответ: выбрать нового президента. Вы же не можете серьезно отнестись к вопросу, если вам скажут: у нас будет три депутата в Думе, вот тут-то дело и пойдет.
Можно сказать, что по поводу кандидатуры и программы Явлинского делегаты съезда пришли к консенсусу: за него проголосовали 135 человек, а против — только один, кроме того, бравурные речи перед голосованием растянулись на два с лишним часа. «Григорий Явлинский олицетворяет альтернативу Путину и его системе», — говорила председатель партии Эмилия Слабунова. «Обществу всегда предлагают ложную альтернативу: либо Путин, либо коммунисты, выбор между плохим и очень плохим, — говорил председатель петербургского «Яблока» Михаил Амосов. — Мы должны показать, что есть реальная альтернатива». 29-летний заместитель председателя партии Александр Гнездилов обратился к своим сверстникам, которые возмущаются, что Явлинский баллотировался в президенты, еще когда те ходили в школу, выступая против таких же бессменных Путина, Зюганова и Жириновского. «Это как компьютерный квест, пока не пройдешь один уровень, нельзя перейти на другой», — сказал он. А бывший председатель партии Сергей Митрохин назвал Явлинского «современным Гераклом», способным разгрести «эти авгиевы конюшни», потому что он единственный политик, который одновременно еще и профессиональный экономист.
Однако «все возможное», что можно сделать для объединения демократов, виделось участникам съезда по-разному. Даже депутат Госдумы Дмитрий Гудков и экс-депутат Госдумы четырех созывов Владимир Рыжков (скорее всего, оба политика будут выдвигаться от «Яблока» в одномандатных округах (Рыжков — в Алтайском крае, а Гудков — в Москве), которых пригласили на съезд в статусе гостей, поддержали Явлинского, но об объединении говорили по-разному. «Нужно по списку «Яблока», — высказался Рыжков. Гудков говорил более обтекаемо: «Готов поддерживать любые договоренности между «Яблоком», ПАРНАС и «Демкоалицией». Михаил Касьянов же, как утверждают в окружении политика, выступает за создание единой партии.
Известно, что идут переговоры и все эти варианты обсуждаются. Но здесь много камней преткновения, главный из которых — различие интересов и личные политические амбиции по поводу мест в списках.
Как резюмировал Явлинский, списки в конечном счете станут «эффективным результативным распределением разочарования», потому что всех удовлетворить невозможно. «У нас еще есть на это полтора месяца», — резюмировал политик. А на вопрос, планирует ли он объединить демократов вокруг себя для поддержки на президентских выборах, он ответил: «Не вокруг себя, а вокруг России».