Госдума приравняла к демонстрациям велопробеги и установку палаток

Дмитрий Гудков: «В туалет сходить мы тоже должны будем у вас спрашивать разрешения?!»

Дмитрий Гудков: «В туалет сходить мы тоже должны будем у вас спрашивать разрешения?!»

тестовый баннер под заглавное изображение

Уже в марте «организованное публичное выражение общественных настроений» через автопробеги и велопробеги будет приравнено к демонстрациям, а установка на улицах и площадях «быстровозводимых сборно-разборных конструкций», то есть палаток, — к пикетам. Для их проведения потребуется согласование с властями. Госдума голосами «Единой России» уже приняла в первом чтении законопроект, который вносит соответствующие изменения в Закон «О собраниях, митингах…», и намерена принять его в окончательном виде в самое ближайшее время: на внесение поправок отведено всего три дня.

Думская оппозиция, смирная и очень-очень системная, дружно проголосовала «против». Такое бывает редко.

Законопроект был подготовлен МВД во исполнение поручений Совета безопасности РФ и вице-премьера Дмитрия Рогозина и внесен правительством еще до того, как в конце прошлого года дальнобойщики начали акции протеста против введения системы «Платон». Предполагалось, что Госдума примет документ в декабре, но злить еще больше водителей большегрузов, стоявших под Москвой, власти тогда не решились и перенесли голосование на более позднее время.

Это время, видимо, пришло.

По данным МВД, новые формы уличной активности приобретают в последние годы все большую популярность. В 2014 году в 27 регионах использовали транспортные средства (общим числом 1,5 тысячи) или палатки для выражения общественной позиции, в этих акциях участвовало около 4 тысяч человек. А в 2015 году такое происходило уже в 59 субъектах РФ: более 35 тысяч человек участников, 3 тысячи транспортных средств…

Замглавы МВД Игорь Зубов несколько раз повторил с трибуны Госдумы, что законопроект «технический», уточняет действующее законодательство и направлен «на наиболее полное обеспечение прав граждан», которым наша любимая Конституция позволяет собираться без разрешения властей — если мирно и без оружия.

Действительно, формально предлагается всего лишь уточнить в действующем законодательстве понятия «демонстрация» и «пикетирование». И (как обычно!) большинство россиян сочтут, что этот закон не про них, а про каких-то политических смутьянов, которые бредят революцией. Но в России от сумы и от тюрьмы зарекается лишь очень наивный, а законодательство не делает НИКАКИХ различий между «политическими» и «экономическими» протестантами…

Дальнобойщиков, например, которые до сих пор ворчат и появляются то тут, то там на своих фурах, украшенных надписями и плакатами, доходчиво выражающими их «общественное настроение», этот закон очень даже коснется. Сейчас их штрафуют как нарушителей ПДД, а вскоре будут штрафовать как нарушителей правил организации и проведения массовых акций.

Цена вопроса? Участие в несанкционированной акции — минимум 10 тысяч рублей, организация или проведение публичного мероприятия без подачи уведомления в установленные сроки — от 20 до 30 тысяч рублей. Если же речь идет о создании помех «функционированию транспортной инфраструктуры», движению пешеходов и (или) транспорта — штраф вырастает до 30–50 тысяч рублей с альтернативой в виде ареста на срок до 15 суток…

А еще Уголовный кодекс РФ обещает до пяти лет лишения свободы гражданам, которые больше двух раз за полгода подвергались административному наказанию за любое нарушение правил проведения массовых уличных мероприятий.

Вот такой «технический» законопроект.

«Ни машины с флагами ВДВ, ни машины с партийными флагами не попадают под действие закона», — пытался успокоить депутатов из КПРФ, «СР» и ЛДПР г-н Зубов. По его словам, никакого запрета на палаточные городки или автопробеги не вводится — просто «будьте любезны, заявитесь и получите согласие органов власти».

А если не получите, как сплошь и рядом бывает? И какую именно символику сочтет «проявлением общественных настроений», требующим согласования, конкретный полицейский или чиновник?

Многие депутаты отказывались верить в то, что в период избирательной кампании этот закон не используют против оппозиции. Г-н Зубов пытался развеять эти опасения как мог, утверждая, что «эксцессы» как со стороны полицейских, так и со стороны сторонников политических партий — это «реалии нашей жизни, но надо свести их к минимуму».

«Прогуляться по городу мы должны спрашивать у вас разрешения… Проехаться на велосипеде — тоже… Что дальше-то? В туалет сходить мы тоже за три часа должны будем у вас спрашивать разрешения? А воздухом дышать?» — спросил г-н Гудков («СР»).

Сергей Иванов (ЛДПР) заметил, что законопроект выглядит как попытка предотвратить события, аналогичные тем, что были в Киеве на Майдане или недавно в Кишиневе. «Вы готовитесь к возможным последствиям выборов в Госдуму?» — поинтересовался он.

«Я помню, с чего начинался крах Советского Союза, когда автоколонны ездили с жовто-блакитными флагами по Украине. Мы не можем не оценивать риски, и все необходимые меры, если будет повторение подобных событий в такой конфигурации, будут приняты», — ответил замглавы МВД…

То есть — да, так они готовятся к возможным последствиям выборов в Госдуму.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27036 от 18 февраля 2016

Заголовок в газете: Власть поразила палаткобоязнь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру