Законопроект был внесен правительством и принят в первом чтении летом прошлого года. Первоначально он предполагал решение одной проблемы: кто и на каких основаниях должен определять стоимость расходов на перемещение и хранение транспортных средств на спецстоянке при эвакуации.
Сейчас законодательство неопределенно высказывается на сей счет, что породило многочисленные обращения в суды: граждане оспаривали (и в некоторых регионах весьма успешно) право субъектов Федерации устанавливать размер платы за эвакуацию. Правительство предложило прописать, что стоимость этой «услуги» региональные власти должны рассчитывать в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным центром.
И вот законопроект готов ко второму чтению… Общероссийские методические рекомендации расчета стоимости разработает Федеральная антимонопольная служба, говорится в тексте, к тому же в нем появилось несколько важных новаций.
Безусловно, самая громкая из них — отмена нынешнего правила, которое делает оплату стоимости перемещения и хранения задержанного автомобиля обязательным условием его возвращения владельцу.
«При стоимости перемещения и хранения задержанного автомобиля, которая в определенных случаях (если речь идет о грузовике, например) даже в первые сутки составляет порядка 30 тысяч рублей, многие граждане физически лишены возможности оперативно оплатить данную «услугу», — сказал на заседании профильного Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков («ЕР») — он возглавлял рабочую группу по подготовке законопроекта. «Это приводит к тому, что граждане «своим ходом» вынуждены передвигаться к месту, где они смогут найти необходимую сумму денег, причем для иногородних это может быть другой регион, а время пребывания транспорта на спецстоянке продолжает идти, и оплата за его хранение увеличивается», — пояснил депутат.
В документе, единогласно одобренном членами комитета, предлагается разрешить оплачивать стоимость задержания и пребывания автомобиля на спецстоянке в течение срока, предусмотренного на уплату административного штрафа за нарушение, которое и повлекло эвакуацию. Срок этот — 60 дней. А еще есть 10 дней на обжалование постановления об административном наказании…
«Конечно, будут возражения, что никто тогда не будет платить за эвакуацию», — признает г-н Лысаков, имея в виду возражения со стороны властей ряда субъектов Федерации, и прежде всего Москвы. «Но есть судебные органы, обращайтесь, взыскивайте», — считает депутат. По его словам, текст законопроекта согласован с ГИБДД.
Лидер движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в разговоре с «МК» положительно оценил предложенные депутатами нововведения: «С точки зрения многих юристов, удержание автомобиля на спецстоянке вплоть до уплаты стоимости задержания и хранения противоречит Конституции, потому что попирается право собственности, просто никто еще не дошел до Конституционного суда». Нынешние правила порочны, считает он, потому что «эвакуаторщики всегда правы, их разбаловали, они не переживают, законно или нет забрали машину, будет гражданин обжаловать или нет задержание, — гражданин все равно оплатит штрафстоянку, а получить назад деньги через суд без огромных издержек невозможно». При изменении подхода к эвакуации занимающиеся этим делом структуры будут действовать по принципу «семь раз отмерь — один отрежь», надеется активист…
Второе чтение законопроекта предварительно намечено на март.