Согласно заявлению главного бюро Интерпола, цитируемому ТАСС, ведомство установило, что запрос «не соответствует правилам организации».
Как ранее пояснили «МК» в пресс-службе Интерпола, если или когда та или иная страна просит Интерпол выпустить «красное уведомление» (международный запрос Интерпола для задержания какого-либо лица, находящегося в международном розыске), этот запрос должен быть направлен через ее Национальное центральное бюро. Когда Генеральный секретариат Интерпола получает запрос на «красное уведомление», он должен пройти правовую экспертизу на предмет соответствия правилам и нормативным требованиям Интерпола. При этом отмечается, что Интерпол не может настаивать или принуждать какое-либо государство арестовать человека, являющегося субъектом «красного уведомления». Также Интерпол не может требовать у какой-либо страны предпринимать любые действия в ответ на запрос другой страны, входящей в Интерпол. Каждое государство-член Интерпола самостоятельно решает насчет юридической ценности «красного уведомления» на своей территории.
Помимо этого, как также уже писал «МК», Интерполу необходимо убедиться, что запрос не связан с политическим преследованием человека. Об этом же говорится и в Европейской конвенции об выдаче 1957 года, которую подписали и Швейцария, где проживает Ходорковский, и Россия: «Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. То же правило применяется и в том случае, если запрашиваемая Сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин».
«Ходорковский может быть задержан и выдан России только в том случае, если у страны его пребывания будет отдельное специальное соглашение о правовой взаимопомощи, предполагающее выдачу людей, с нашей страной, – заявил «МК» доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай ТОПОРНИН. – Государств, у которых есть подобные соглашения, откровенно говоря, очень мало, – как правило, они тесно сотрудничают с Интерполом. Если же такого договора между двумя странами нет, то при отсутствии запроса от Интерпола никто выдавать его не будет».
В действительности, список стран, у которые есть договоры о правовой взаимопомощи с Россией, не слишком велик. В основном, речь идет о республиках бывшего Советского Союза. Важен и характер договора: например, существуют соглашения о правовой взаимопомощи между Россией и Францией, Россией и Италией, – но они касаются гражданских и торговых дел, а не уголовных.