О возможном начале наземной интервенции со стороны Анкары сообщало ранее оборонное ведомство России. «Мы имеем серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции к военному вторжению на территорию суверенного государства — Сирийской Арабской Республики (САР)», – заявил официальный представитель минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, отметив, что признаков тайной подготовки к турецкому вторжению в арабскую страну становится все больше. В публичном выступлении премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу никак не прокомментировал эти данные, вместо этого обвинив Россию и сирийского президента Башара Асада в военных преступлениях, пишет Би-би-си.
По данным The Guardian, саудовская монархия, которую часто обвиняют в поддержке радикальных исламистов в Сирии, хочет более ясно подчеркнуть свое отношение к международному терроризму. Газета пишет, что Анкара и Эр-Рияд несколько недель назад наладили военную координацию. Напомним, что Саудовская Аравия была не только одним из первых членов проамериканской коалиции против «Исламского государства» (ИГ, группировка признана в РФ террористической и запрещена), но и объявила о создании своей, «исламской коалиции» для борьбы с ИГ. На вопрос о том, уведомляла ли Саудовская Аравия о своих возможных действиях в Сирии российскую сторону, источник «МК» в МИД РФ ответил, что обсуждение с Эр-Риядом ведется в рамках Международной группы поддержки Сирии (МГПС).
По мнению опрошенного «МК» эксперта, в наземной операции, вероятнее всего, будет участвовать Турция, а Саудовская Аравия окажет лишь логистическую помощь. «Это пока только заявление, – заявил «МК» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. – Что касается саудовских сил, у них слабая армия. Частично они себя втянули в конфликт в Йемене – по крайней мере, ВВС. Они вряд ли будут посылать своих солдат. Скорее всего, это будет турецкий контингент. Причем, у турок непростая задача: им придется так или иначе примириться с иракскими и сирийскими курдами. Сухопутный путь все равно лежит через иракскую территорию. Почему еще засуетились Турция и Саудовская Аравия? Им стало ясно, что пройдет какое-то время, и курды сами смогут справиться с боевики ИГ. Кроме того, у Турции есть еще мотив: операция наших ВКС спутала им карты. Когда сбили наш самолет в ноябре прошлого года, отчасти это была, наверное, месть со стороны Эрдогана за то, что Россия без разрешения турок решила по просьбе законного правительства начать операцию».
По мнению аналитика, последствия саудовско-турецкой операции будут для Сирии негативными. Прежде всего это отразится на переговорном процессе, который был начат на этой неделе в Женеве и отложен до конца февраля. «Если начнется эта операция, оппозиция может поменять свое мнение и отказаться от переговоров с Башаром Асадом и его правительством, – поясняет «МК» Владимир Сотников. – Расчет у них будет на то, что эта наземная операция поможет побороться с исламистскими боевиками и одновременно поспособствовать тому, чтобы пал «режим Башара Асада». В самом худшем варианте может быть даже какое-столкновение сирийской правительственной армии или отрядов ливанской «Хезболлы», которые ее поддерживают, в борьбе против ИГ и турецко-саудовскими частями. Так или иначе, это внесет еще большую путаницу в Сирии. Сейчас выходит, что при поддержке России сирийская армия демонстрирует ощутимые успехи в борьбе с ИГ. Может быть, пройдет несколько месяцев, и при дальнейших активных действиях сирийская армия может вообще очистить страну от боевиков».