Председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион заявил на пресс-конференции, что «в виду посещения патриархом 11-22 февраля Латинской Америки и в это же время поездки Папы Римского в Мексику пройдет их встреча на Кубе». Илларион, как передает РИА "Новости", пояснил, что в Европе такая встреча была бы нежелательная, так как именно с этим регионом связана история разделения христианства.
По словам Иллариона, главной темой встречи станет проблема «гонений на христиан», в итоге будет подписана совместная декларация.
Илларион надеется, что встреча «принесет добрые плоды», и призывает «горячо молиться об этом» всех христиан. Также патриарх Кирилл на Кубе встретится с Раулем и Фиделем Кастро.
В Ватикане подтвердили намерение провести встречу. При этом она, как подчеркнули в РПЦ, пройдет на нейтральной территории — в аэропорту Гаваны. Речи о возможности посещения России Папой Римским пока не идет.
Напомним, что разделение на православие и католичество (Великая схизма) произошло во вселенском христианстве еще в 1054 году. В результате восточные патриархи во главе с Константинопольским и Папа Римский взаимно объявили анафему друг другу. Анафемы были сняты только в 1965 году. Тогда же состоялась встреча Папы Римского и Константинопольского патриарха.
Однако патриархи РПЦ до настоящего времени отказывались от контактов с главами католической церкви.
В частности, РПЦ не соглашалась на некоторое смягчение отношений, выразившееся в подписании Папой Римским и Константинопольским патриархом в 1993 году так называемой Баламандской декларации.
В ней обе традиции, разделившиеся в результате Великой схизмы, соглашались признать друг друга «сестрами» и в равной степени «носительницами спасения». В обмен на это Рим отказывался от прозелитизма (вербовки новых сторонников) на востоке, а Константинопольский патриарх, наоборот, признавал уже существующие восточные католические церкви.
Тем не менее, официальные круги РПЦ, чей представитель также подписал декларацию, заявляли впоследствии, что это было сделано «в рабочем порядке» и прав на это игумен Нестор не имел. Алексий Второй также не придавал соглашению «догматического значения».
Отметим, что ожидание встречи двух первосвященников как символа сближения Рима и Москвы усилилось с приходом на патриарший престол Кирилла, позиционировавшегося как реформатора, однако впоследствии эти надежды во многом не оправдались.