Последнее время на Донбассе все тревожнее. Обстрелы пригородов Донецка с украинской стороны становятся более серьезными. По информации с обратной стороны фронта, происходит подтягивание артиллерии и «Градов», отведенных с передовой.
Тем временем любые инициативы представителей России по урегулированию конфликта отбрасываются даже без предварительного обсуждения. Элементарный вопрос полного прекращения огня, который обсуждали уже с участием нового постпреда, члена Совета безопасности РФ Бориса Грызлова, до сих пор не удалось реализовать на практике в силу безответственности Украины.
В конце прошлой недели представитель Порошенко в Минской контактной группе Роман Бессмертный выдал на-гора целую порцию фирменных фейков украинской пропаганды — вплоть до прямого вранья о российских предложениях, сделанных на закрытых минских встречах. Мол, Россия формально признала за Украиной Крым и собирается менять лидеров народных республик Донбасса.
Не извольте беспокоиться: вопрос с Крымом закрыт навсегда. А чтобы в этом убедиться, приезжайте на празднование годовщины начала «Русской весны», которая уже близко. Что же касается деятельности Захарченко и Плотницкого, стоит напомнить: они были избраны на выборах 2 ноября 2014 года и в качестве избранных лидеров ДНР–ЛНР подписывали Минские соглашения. Таким образом, они являются единственными легитимными гарантами исполнения Минских договоренностей на Донбассе.
Не отставая от своего шефа, заявившего о ненужности подписанного им же закона об особом статусе, Бессмертный теперь открещивается от согласованного им еще в прошлом году положения о мажоритарном характере местных выборов на Донбассе, настаивая на партийном участии. Как правильно заметил украинский социолог Евгений Копатько, даже если разрешить киевским партиям выдвигать своих кандидатов на выборах в ДНР–ЛНР, те не смогут физически добраться до избирательных округов, не говоря уже о полной невозможности агитации на территориях.
Подобная практика — вначале подписать соглашения, а потом делать вид, будто ничего не было, — надоела даже непосредственному представителю Украины в Минске Леониду Кучме, заявившему в конце января о желании сменить место работы.
В феврале исполняется год с момента Дебальцевского «котла» и последовавшего за ним подписания в Минске мирных соглашений. За это время на документ, состоящий из 13 пунктов и короткого приложения, подписанный Л.Кучмой, А.Захарченко, И.Плотницким, М.Зурабовым и представителем ОБСЕ Х.Тальявини, было вылито много ведер нечистот. И, вероятно, конструктивная критика может быть оправдана, но самого главного — прекращения массового убийства мирных граждан и заморозки ситуации на Донбассе — подписанным Минским протоколом добиться точно удалось.
Однако спустя год после Минска, вопреки колоссальным усилиям Москвы по его реализации и готовности искать компромиссы, Киев не сдвинулся ни на йоту. Ведь даже те липовые поправки, что с боями были внесены в Конституцию под комиссарским взором Нуланд прошлым летом, Порошенко не может (и не хочет) проводить через второе чтение в парламенте. Посланцы Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, побывавшие в Киеве на прошлой неделе, столкнулись с таким количеством предварительных условий голосования от разных фракций, что предпочли скорее вернуться домой и залечь на дно. 300 голосов даже за имитацию Минска в Киеве с этим правительством нет — и мяч продолжает оставаться на украинской стороне.
Теперь (после встречи 2 октября в Париже) это понимают все — и в Берлине, и в Париже, и в Вашингтоне. А менять правительство сейчас Порошенко не может. Претендентов на кресло премьера хоть отбавляй — от радикала Олега Ляшко до представителя «Оппозиционного блока» (именно в кавычках), партнера олигарха Дмитрия Фирташа Сергея Левочкина. Недаром последнее голосование — за перенос рассмотрения конституционных поправок во втором чтении — оказалось возможно только благодаря голосам депутатов «Оппоблока». Не иначе как на что-то рассчитывают.
Сам факт данного голосования грубо нарушает норму Конституции об алгоритме принятия изменений в Основной закон. Так же, как и то, что Конституционный суд Украины согласился принять на рассмотрение запрос группы депутатов Порошенко о том (дословно в переводе), «означает ли понятие «следующая очередная сессия» именно следующую по порядку, а не любую другую». Руководствуясь этим, теперь любой бизнесмен может оспорить сроки выплаты по кредиту, ведь «следующий день» может означать не только следующий по порядку, но и любой другой следующий за ним. И это уже конституционная норма украинской жизни!
«Обещайте им все что угодно. Вешать будем потом», — еще летом 2014-го резюмировал украинские политические манеры дискуссии с оппонентами бульдог Коломойского Борис Филатов. Правда, такими темпами вешателей может не хватить.
В минувший четверг Киевский областной совет принял обращение к президенту и парламенту с требованием введения прямых губернаторских выборов. В стране, приговоренной своей псевдоэлитой к унитаризму и потому проливающей кровь на гражданской войне на Донбассе, подобное заявление — сродни напоминанию Франко о «пятой колонне» в столице.
Ключевая угроза в представлении Порошенко — особый статус для всех регионов Украины — начинает осуществляться еще даже без принятых изменений в Конституцию. Информированный киевский политолог Кость Бондаренко уверен, что данная инициатива получит продолжение в других регионах. Потому как унитарным может быть только маленькое монокультурное пространство, желательно с сельским менталитетом — например, от Ровно до Полтавы, — но никак не 40- с лишним миллионное, многонациональное (кто бы что ни говорил) пока что государство.
В силу элементарных экономических причин приграничные регионы Украины будут все сильнее вовлекаться в орбиты внешней торговли и политической жизни своих соседей — ведь от Ужгорода ближе до Будапешта, а от Черновцов — до Бухареста, чем до Киева. Поэтому экономические и культурные автономии украинских регионов не имеют альтернативы. Не говоря уже о временно подавленном, но политически не покоренном бандеровцами Юго-Востоке.
Переговоры о будущем Донбасса, очевидно, будут продолжаться в разных форматах — и в Минске, и в Калининграде. Но с нынешней позицией Порошенко нельзя ожидать какого-либо прогресса. Киев просто не заинтересован в исполнении Минских соглашений, проведении местных выборов и конституционной реформы. Там пребывают в наивной уверенности, что пройдет и так. Не пройдет: Россия не признает любые потуги имитации договоренностей — будь то в части Конституции или выборов — без прямых согласований Киева с Донецком и Луганском.
Тем временем в Донбассе уже начали выдавать паспорта ДНР и ЛНР, которые будут приниматься в качестве официальных на территории России. И это первый практический шаг к получению донбассцами российских паспортов. А вы еще спрашиваете, каковы результаты Минска…