Напомним, что «августовская война» 2008 года началась с того, что в ночь с 7 на 8 августа Грузия атаковала столицу Южной Осетии город Цхинвал, обстреливая жилые кварталы из установок «Град». При этом грузинские военные напали также на российских миротворцев, а грузинский батальон миротворческих сил самовольно оставил свои позиции. Его командир уведомил российского командующего МС, что в Южной Осетии проводится «операция по восстановлению конституционного порядка». После гибели миротворцев Россия ввела свои войска в Южную Осетию и выбила с ее территории грузинские формирования.
Что же за расследование теперь затеял МУС?
«Нужно время, чтобы подробно ознакомиться с этим вопросом, однако даже беглый обзор говорит о политизированности документа, – так прокомментировал МК ситуацию экс-посол Южной Осетии в РФ, зав. отделом СНГ Института стран СНГ Дмитрий Медоев. - "Дело" состоит из 26 страниц и представляет собой доклад о предполагаемых преступлениях " ...в и вокруг Южной Осетии" с 1 июля по 10 октября 2008 года. Настораживают обозначенные временные рамки - они выходят далеко за рамки боевых действий. Кто же работал в Южной Осетии и собирал фактический материал для этого расследования в те августовские дни? Общеизвестно, что, кроме солидной группы Следственного комитета РФ и других российских структур, там никого не было. Эти материалы даже опубликованы. В МУС также имеется большое количество документов о преступлениях Грузии, переданных Южной Осетией. Откуда взялись новые материалы для МУСа спустя семь лет, не понятно».
Ранее в МИД РФ заявили, что свидетельства преступлений режима экс-президента Грузии Михаила Саакашвили во время конфликта 2008 года подкрепляются материалами российского уголовного дела, более 30 томов которого были переданы прокуратуре МУС.
На сайте МУС между тем говорится, что «Первая Палата предварительного производства Международного уголовного суда разрешила прокурору начать расследование преступлений, которые, предположительно, были совершены в Южной Осетии и близ нее с 1 июля по 10 октября 2008 года». «Речь идет о возможных преступлениях против человечности, в частности - об убийствах, принудительном переселении жителей и их преследовании, а также - о таких военных преступлениях, как нападения на гражданских лиц, преднамеренных убийствах, преднамеренных атаках на миротворцев, уничтожении частной собственности и о грабежах, совершенных, предположительно, в ходе международного вооруженного конфликта с 1 июля по 10 октября 2008 года», - говорится в документе.
Однако при внимательном изучении первоисточника выясняется, что в нем нигде не идет речь о преступлениях против «этнических грузин». Более того, нападение на миротворцев, которое квалифицируется в этом тексте как «военное преступление», как известно, было совершено именно этническими грузинами. А его жертвами стали осетины и русские.
Так что, видимо, авторы «утки» о том, что МУС расследует «убийства этнических грузин», поспешили выдать желаемое за действительное. Пока нет никаких оснований сомневаться в объективности суда.