«Политической», согласно законопроекту, считается деятельность в сферах госстроительства, обеспечения законности, правопорядка, безопасности, обороны страны, ее социально-экономического и национального развития, внешней политики, целостности и устойчивости политической системы, функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, регулирования прав и свобод человека. Не относится к ней деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, благотворительности и защиты растительного и животного мира.
В документе говорится, что попасть в реестр НКО — иностранных агентов организация может за проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетов, публичных дискуссий или выступлений, участие в выборах и наблюдение за их проведением, публичные обращения к госорганам и органам местного самоуправления и их должностным лицам и за «иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов». Формой «политической деятельности» также считается распространение оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования социологических опросов, вовлечение в эту деятельность граждан, в том числе несовершеннолетних, и ее финансирование.
«Минюст собрал всю правоприменительную практику за три года и механически перечислил ее в законопроекте, он не услышал позиции общественных организаций и позиции СПЧ, — сказал «МК» сопредседатель Совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц (организация одной из первых попала в реестр иностранных агентов, позже она отказалась от иностранного финансирования, но Минюст не исключил ее из реестра из-за того, что член Совета движения Роман Удот в начале июля 2014 года получил $4600 от Международного центра электоральных исследований Литва на основании авторских договоров. — Авт.). По мнению Мельконьянца, политическая деятельность — это исключительно борьба за власть, все, что связано с поддержкой кандидатов на выборах и их финансированием; в документе же дана широкая и бессистемная трактовка понятию. «В уточненном списке критериев есть допущения, а также иные действия, — пояснил он. — Это оставляет возможность для творчества региональных отделений Минюста. Вы не так посмотрели на чиновника, который выходил из администрации, а он это воспринял как попытку повлиять на принятие решения». Мельконьянц напомнил, что в практику вошло внесение в реестр даже организаций, не получающих иностранного финансирования (имеется в виду Комитет по предотвращению пыток. — Авт.). «Раньше общественные организации говорили, что нужно уточнять понятие «политической деятельности, теперь будут говорить, что необходимо уточнить понятие «иностранного финансирования», — сказал он. — Практика бесконечных поправок ни к чему не приведет. Единственное, что можно сделать с законом, — отменить».
Член Общественной палаты, участница рабочей группы при Администрации Президента Елена Тополева-Солдунова сказала «МК», что законопроект все еще нуждается в доработке: в нем нечетко проведена граница между деятельностью организации и деятельностью ее сотрудников. Так, например, член СПЧ Игорь Каляпин одновременно возглавляет Комитет по предотвращению пыток, недавно внесенный в реестр; в похожей ситуации оказались многие члены ОНФ. Это политическая деятельность или нет? Самое главное, по ее словам, в кратчайший срок направить в СПЧ замечания, в ближайшие две недели совет проведет специальное заседание. Также необходимо провести ревизию реестра и убедиться, что все решения соответствуют новому закону. Если по итогу окажется, что ни одна организация не может из него выйти, то в чем тогда смысл корректировки?