Организаторы акции — профсоюзы — под лозунгом «В единстве наша сила» осудят представителей оппозиции, которые критикуют курс и высказывания главы республики. В наступившем году Кадыров и его соратники уже несколько раз сочно высказались в адрес представителей либерального меньшинства, назвав их «врагами народа», «изменниками Родины» и как бы полушутя призывая к расправе над ними.
У Рамзана Ахматовича было тяжелое военное детство, лишенное школьного образования, поэтому он никогда не отличался тонкостью, деликатностью и начитанностью. Как следствие - о чем бы он ни говорил — всегда выходит как-то пугающе грубовато. Но в одном ему не откажешь: без необходимости он вообще не выступает, а если уж взял в руки рупор — значит ему это для чего-то нужно.
В прошлый раз Кадыров обложил свою персону информационными взрывами на рубеже 2013-14 годов. Тогда он пачками завозил в республику всевозможных звезд: от Жерара Депардье до Тимати, которых катал на военных вертолетах и кормил обедами в своей резиденции в присутствии большого числа блогеров, снабжая их все новыми инфоповодами.
В тот период Кадыров заявил и о готовности лично пойти добровольцем на Украину, чтобы воевать там с националистами. Многие его слова и поступки (например, использование военных вертолетов для прогулок) возмущали интеллигенцию, но сила действия равна силе противодействия. Возмущенным в противовес сразу же выстраивались одобряющие.
Маленькая деталь. В 2013 году было принято решение сокращать федеральные дотации чеченскому бюджету на 5% ежегодно. Но уже на следующий год о нем как-то забыли.
Кадыров вновь активизировал риторику в середине января наступившего года, когда Правительство РФ заговорило о сокращении бюджетов на 10%. Он словно безо всякого видимого повода натравил на себя правозащитников и несистемную оппозицию хамскими высказываниями в их адрес, спровоцировал депутатский запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить эти высказывания на предмет экстремизма и сбор подписей за свою отставку (но — в других регионах, не в Чечне).
Следовательно, теперь ему стала нужна защита от граждан своей республики, а значит, появился прекрасный повод собрать самый массовый митинг в истории и продемонстрировать всему миру, а главное - федеральной власти свой реальный авторитет. Кавказская логика: у авторитетов ничего отнимать нельзя, как ни странно, до сих пор безотказно доходила до Кремля.
Впрочем, возможно я ошибаюсь, а Кадыров периодически раздувает шум вокруг своей персоны вовсе не ради бюджетных трансфертов? Может быть, он нервничает по какому-то другому поводу? Сверим часы с ведущим экспертом в области бюджетов, директором региональной программы Независимого института социальной политики Натальей Зубаревич.
- Если всем регионам в целом за 2015 год сократили трансферты на 3% в номинальном выражении, то Чечне добавили 8%. Бюджет республики вырос до 74 миллиарда рублей. Это много. Это как у Тульской области — региона с примерно таким же населением, но развитым производством.
Дотационность Чечни в 2015 году составляла 83%, то есть из федерального бюджета в республиканский в виде трасфертов перечислено более 61 миллиарда рублей. (Прежний рекорд дотационности - 82,3% принадлежал республике Дагестан по итогам 2013 года, - Ред.).
Про то, насколько полезно работают эти деньги, и про реальное экономическое развитие Чечни я говорить не готова, потому что все статистические цифры по республикам Северного Кавказа имеют малую ценность, они весьма недостоверны. Но с точки зрения битвы за федеральные ресурсы Чечня, безусловно, чемпион.
- Может ли коснуться Чечни десятипроцентное секвестирование бюджетов?
- Если у всех отобрали 3%, а Чечне добавили 8%, то думайте сами. У меня есть цифры на 2016 год, но озвучить я их не могу, поскольку официально они не опубликованы. Действительно, был 2013 год, когда Чечне очень прилично подрезали трансферты, но потом, как видите, все вернули и еще добавили.