Пошли вторые сутки, как в самопровозглашенной республике вспомнили о пограничной службе и таможне. Нет, они и раньше были, но вот регистрации паспортов каждого въезжающего и выезжающего в Донецк в последнее время не существовало. Теперь же все как у людей: вагончик, пара компьютеров (на въезд и выезд) и бесконечная очередь из машин в обе стороны. Паспорт каждого «путешественника» и техпаспорт каждой машины терпеливо вносят в электронную базу данных. Говорят, она нужна еще и для того, чтобы отслеживать выезды госслужащих ДНР на украинскую территорию.
Преодоление линии противостояния на Донбассе - это всегда отдельный сюжет для материала. И гадания: «Повезет - не повезет?». И попутчики каждый раз со своими уникальными историями.
У меня в машине от линии украинских блокпостов на этот раз ехало две женщины с пацаном лет восьми. Таня с сыном Никитой первый раз за войну пыталась проехать в ЛНР, в Алчевск, проведать родителей и показать подросшего внука. А Лена…
«К мужу в травматологию еду, – спокойно рассказывает моя пассажирка. – Он папе дерево срубить помогал, и оно на него упало. Перелом позвоночника, попал в больницу в Мариуполе сначала, а операцию, которая ему нужна, делают только в Киев, Днепропетровске и Донецке. Донецк ближе и там родня есть! Как ехали в больницу? Оформили пропуска, взяли выписку из больницы, наняли микроавтобус, поставили внутрь его диван твердый и так довезли через все блокпосты! Никто нам не препятствовал. Теперь вот уже месяц в Донецке лечимся…»
Вся крутая областная медицина всегда базировалась в Донецке. Много врачей уехало, но вот травматология работает как часы, в порядке ожоговый центр Эмиля Фисталя, и единственное место, где делают операции на сердце в Донбассе, - это кардиохирургия областной больницы имени Калинина. До войны, кстати, сердце оперировали в четырех местах – два отделения были в Донецке, одно в Луганск и одно в Мариуполе. Теперь, несмотря на войну, на консультацию к профессору часто нужно ехать все-таки в Донецк.
Женщин я подобрал на блокпосту под Новотроицком. Автобусам ездить через линию фронта нельзя, вот они и довозят желающих до последнего блокпоста, а там уже как повезет. Иногда приезжают автобусы с той стороны забрать голосующих на трассе, иногда находятся редкие пустые машины, готовые за деньги или без помочь. Чаще всего автотранспорт едет в Донецк с людьми, по максимуму загруженный продуктами, и попутчиков брать не может. Сегодня Лене и Тане повезло. И очередь небольшая, и я совершенно один в машине.
А вот впереди меня целый микроавтобус в очереди под Новотроицком просто развернули обратно. «Посмотреть внимательно, так он молочными продуктами загружен под завязку!» - услышал я краем уха разговор украинских таможенников, пока досматривали мой багажник.
Три параллельных не пересекающихся реальности как-то уживаются в этих местах. С одной стороны, минский процесс и снующие джипы «Красного креста» и ОБСЕ, с другой - заявления обеих сторон об обстрелах и перестрелках практически на всей линии противостояния вокруг ДНР в ночь на 19 января. И рядом с этой линией бесконечные колонны легковушек (не более семи мест в машине! - прим. Д.Д.) с детьми и стариками, что покорно ждут очереди на досмотр. На досмотр на линии фронта, которая с каждым днем все более и более напоминает государственную границу.
Разговоры в машинах и очередях подчеркнуто аполитичны:
- Слыхали, в этот раз те, в Донецке, свой участок трассы лучше почистили?
- А на «нейтралке», говорят, просто беда!
- Ну, когда-нибудь договорятся и нейтральную полосу разминируют и начнут чистить.
Кто лучше чистит трассу Донецк-Мариуполь разговор пустой хотя бы потому, что в Донецке исторически больше сыпет снега по сравнению с приморским и гораздо более теплым Мариуполем. Но вот с нейтральной полосой, действительно, просто беда: лед и сугробы вдоль дороги. Единственное преимущество зимы – нет «зеленки» и вдоль дороги не прячутся диверсионные группы. А так все на месте – противотанковые ежи, мины на обочинах под снегом и синие биологические туалеты, наставленные по центру дороги организацией «Врачи без границ». Их почему-то лишили аккредитации в ДНР и, наверное, поэтому вдоль очереди перед Еленовкой ни одного туалета нет.
А учет людей уже вторые сутки есть! И еще с Нового года есть закон об обязательной регистрации всех автомобилей в ГАИ ДНР и получении в восьмидневный срок всем «иностранным» транспортным средствам временных номеров . Вот-вот начнется выдача паспортов ДНР. Поговаривают о появлении еще новой официальной газеты Кабинета министров ДНР, где будут публиковаться все законы для вступления их в силу.
Одним словом, государственное строительство в самопровозглашенных республиках идет полным ходом. Трудно понять, какого еще атрибута государственности здесь не хватает. Даже департамент речного и морского транспорта в Министерстве транспорта есть при пока отсутствии судоходных рек и морских портов. Именно поэтому к возможности процесса возвращения в Украина последние новости здесь относятся с большим скепсисом. Особенно в кругах, приближенным к властям ДНР.
Дмитрий Дурнев, «МК-Донбасс»