Говорили Сандерс и Клинтон о разном – и в списке обсуждаемых проблем российская тема явно не была определяющей в ходе дебатов, однако звучала. Берни Сандерс упоминал нашу страну, в частности, в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, говоря о необходимости искать политическое решение в Сирии совместно с Ираном и Россией. Особый акцент он сделал на совместной (с участием России, Ирана и мусульманских союзников США) борьбе с запрещенной террористической группировкой ИГИЛ.
Его сопернице Хиллари Клинтон напомнили, что она, будучи госсекретарем, символически протянула в 2009 г. российскому министру иностранных дел кнопку «перезагрузки». «Став президентом, протянули бы вы Владимиру Путину кнопку перезагрузки?», – такой вопрос был задан бывшей главе американской дипломатии
«Ну это зависит от того, что я получу за это, – отвечала экс-первая леди Америки. – Я могу сказать, что мы получили в первом случае – мы получили новый договор СНВ между Соединенными Штатами и Россией об уменьшении ядерных вооружений. Мы получили разрешение на снабжение наших войск в Афганистане через территорию России. Мы получили согласие России по отношению к нашим санкциям против Ирана и по другим очень важным обязательствам...»
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях с президентом Путиным, Клинтон высказалась так: «Ну, мои отношения с ним, – это интересно... Это отношения, я думаю, уважения». Впрочем, в то же время Клинтон высказалась в пользу единения с европейскими союзниками в том, чтобы предостеречь российское руководство от «более агрессивных действий в Европе и на Ближнем Востоке». Так что пока явно не стоит спешить радоваться готовности возможного кандидата от демпартии восстанавливать отношения с РФ.
А есть ли вообще у американского электората запрос на улучшение отношений с Россией? «МК» обратился к экспертному мнению.
– Для американского избирателя Россия со всеми ее проблемами – это как другая планета, – комментирует заместитель директор Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. – Поэтому я не думаю, что это жест в сторону популизма. Скорее, это жест в сторону политического механизма, который не вытягивает решения многих проблем без России – американцы сами себя ограничили. В Европе еще более-менее ничего, хотя они догадываются и слышат, что многие из европейских союзников недовольны тем, как Соединенные Штаты ведут себя в отношении России и заставляют их вести таким же образом. Теряются экономические перспективы, обостряются политические перспективы в связи с наплывом мигрантов. Россия здесь нужна как член команды – но ее исключили. По другим регионам без российского участия ничего нельзя сделать. Возьмем Центральную Азию: ни с Афганистаном, ни с Ираном без России ничего не решить. Люди, разбирающиеся в политике, понимают, что решение Обамы отодвинуть Россию в сторону не послужило на благо Соединенным Штатам, нужно уходить от этого. Хиллари Клинтон, женщина опытная, улавливает эти сигналы и среди прочего говорит о том, что могла бы пересмотреть российско-американские отношения.