Рано, конечно, заглядывать вперед и что-либо предсказывать — за 10 месяцев до президентских выборов. В том-то и дело, что мы здесь находимся на самом старте президентской гонки, когда еще ни та, ни другая партия не определилась с окончательным выбором своего кандидата. Однако потому именно и прикольно, что такие политические страсти-мордасти разгорелись на старте, а что будет ближе к финишу? Страшно подумать.
И главное, еще пару месяцев назад ничто не предвещало такого накала страстей. Наоборот, полный штиль и не то чтобы предсказуемость, а скорее даже неизбежность Хиллари Клинтон не только в качестве кандидата в президенты от ослиной партии, но — бери выше! — 45-м президентом США. Хоть выборы отменяй!
Она вообще дама не рисковая и предпочитает верняк. Из породы везунчиков — родилась в рубашке. Я говорю о ее политической судьбе, а не о ее горемычной бабьей доле. Иметь такого гулящего муженька не ахти какой подарок. В этом смысле он ее часто накалывал, да еще прилюдно: начиная с арканзасских времен, когда был губернатором штата. Скандал с Моникой — только вершина айсберга. А не есть ли политические претензии Хиллари — попытка реванша за бабьи обиды и унижения? А Билла Клинтона я бы даже не назвал сексуальным хищником, как принято среди его зоилов. Какой же он хищник с учетом его предпочтений, когда он считает за лучшее, чтобы все делали за него, а не он сам? Он и президент был достаточно пассивный и правил лежа на боку: за счет хорошо подобранной (опять-таки не им самим) команды. Собственно, потому у него и оставалось столько свободного времени для оральных приключений с кем ни попадя. А теперь вот надеется снова оказаться в Белом доме в качестве первой леди. Сразу две гендерные подмены — не слишком ли много? Президент — дама в летах, первая леди — шкодливый мужик тоже не первой молодости, но седина в голову, а бес в ребро.
Честно, меня несказанно удивило, когда политтехнологи Хиллари Клинтон, воспользовавшись несколькими неосторожными (а может, и намеренными?) репликами Дональда Трампа, неосторожно обвинили его в сексизме. «Если Хиллари Клинтон не может удовлетворить своего мужа, — провозгласил хулиган Трамп, — почему она считает, что удовлетворит Америку?» Но я бы не назвал это мужским шовинизмом. В такой же манере отзывается Трамп и об однополых с ним существах: «Какой Джон Маккейн герой войны? Он считается героем, потому что был в плену. Я предпочитаю мужиков, которых в плен не брали». К слову, Трамп ведет войну сразу на два фронта: не только против наиболее вероятного кандидата в президенты от демократов, но и со своими — республиканцами. Пусть главная мишень для него Хиллари с Биллом, но рикошетом задевает и ставленников консервативно-республиканского истеблишмента — того же, к примеру, Джеба Буша, которого Трамп назвал «тупым, как камень» и чья кампания, похоже, сдулась. Безотносительно к моим личным либо идейным симпатиям/антипатиям, нет худа без добра. В конце концов мы живем в республике, а не в монархии, и династии нам не позарез — что Бушей, что Клинтонов, безразлично. Ведь даже оба-два Рузвельта-президента не родственники, а всего лишь однофамильцы.
Даже если бы Трамп был сексистом, разве в том дело? Как можно было не предугадать, не предусмотреть ответной реакции на это обвинение, а точнее, жесткого ответного удара, который незамедлительно последовал, как будто Трамп только и ждал повода нанести его. См. вышесказанное о сексуальной вседозволенности бывшего американского президента, но куда в более грубой, брутальной, агрессивной манере, в стиле Дональда Трампа, а он человек без тормозов: говорит что думает, хорошим манерам не обучен, сплошь моветон, пансиона благородных девиц не кончал. Хотя некоторые его характеристики в самую точку. Я бы даже так сказал, перефразируя известно кого: если бы Трампа не было, его следовало бы выдумать.
Самовыдвиженец, он выскочил на политическую сцену как черт из табакерки и смешал карты истеблишментникам обеих партий, у которых все было заранее расписано как по нотам. В Республиканской партии вообще теперь переполох, паника и хаос. Нет, не в ее низовых рядах, а в бюрократической элите. Назовем ее на советский манер партократией. Никто поначалу всерьез Трампа не воспринимал: выскочка, демагог, популист, эпатер, нарциссист, политический хулиган, возмутитель спокойствия, м‑р Скандал. Здесь с каждой его кликухой надо разбираться отдельно. Ну скажем, демагог. Этимологически, до дискредитации этого слова, демагог — это демократ, оратор, а демагогия — это апелляция к народным массам. А какая демократия, если честно, обходится без демагогии? То же с популизмом — какой политик не ищет популярности у электората? Другое дело, что Дональд Трамп в поисках популярности может себе позволить то, что другие не могут, типа «если меня изберут президентом, я откажусь от зарплаты». Дональд Трамп, конечно, выпадает из американского политического контекста, но скорее стилистически — пусть стиль это человек, хоть и не всегда, — чем по сути. Так же как стилистически выпадает из архитектурного контекста Пятой авеню Трамп-тауэр, где расположена его штаб-квартира.
Мне интересно сейчас другое: сам Трамп воспринимал себя всерьез, «когда пускался на дебют»? Или прихоть/придурь дурашливого по жизни богача — эгоцентрика и эксцентрика: чем бы дитя ни тешилось? С другой стороны, чуть ли не каждый американский мальчик (а теперь и некоторые девочки, Хиллари Клинтон взять!) мечтает стать президентом — по крайней мере не исключает такой для себя возможности. Почему нет? Это тоже входит в понятие American Dream.
Вот-вот! Почему-то именно на эту черту потенциального «президента земного шара» — как знать? чем черт не шутит — никто не обращает внимания: Трамп — из породы мечтателей, с инфантильной психологией, как здесь у нас говорят, seenager (senior teenager). Грезит наяву? Одна его мечта состоялась, осуществилась, сбылась: он стал миллиардером, а начинал, по его словам, с ничего: с отцовского миллиона. Только не надо над ним насмехаться: для миллиардера миллион и в самом деле пустяк. Хиллари Клинтон права: время шуток над Трампом прошло. Мечтателей надо принимать всерьез — даже когда у них гипермечты. Герберт Уэллс назвал Ленина «кремлевским мечтателем», а кремлевский мечтатель наперекор предсказаниям британского фантаста-футуриста осуществил свою голубую мечту, пусть руками других.
Рейтинговый успех нашего героя/антигероя взошел на почве исламского терроризма. Антиисламские эскапады Дональда Трампа — главная из которых о временном ограничении выдачи въездных виз для мусульман — отнюдь не симметричный, а скорее осторожный, ослабленный ответ на угрозу исламского террора. Когда говорят, что Дональд Трамп бросает вызов американской демократии, это, положим, лажа. Если это и вызов, то в ответ на вызов, брошенный мировой цивилизации исламским радикализмом. Сиречь защитная реакция. Трамп — единственный из крупных мировых политиков, кто поднял брошенную перчатку. Он сейчас в адеквате, а остальные — нет. Ну в самом деле, не персона же года, по версии журнала «Тайм», Ангела Меркель, которая, замаливая арийские грехи, приняла у себя в Германия миллион исламских беженцев — Гитлера на них нет! Это восклицание — всего лишь метафора, а потому прошу понапрасну не вступать с ней в пустопорожний спор.
Безусловная заслуга Дональда Трампа в том, что, судя по опросам, он пробудил Америку от этой летаргической спячки, а отсюда уже его популярность — пошел в отрыв от своих республиканских конкурентов. Вот он и превратился в представителя благопристойного республиканского истеблишмента. Но пора уже бить тревогу и демократам. Дональд Трамп — это вызов не только своей партии, но и всей нашей политической системе.
Не знаю и гадать не желаю, станет ли Дональд Трамп президентом: попасть в Белый дом — все равно что выиграть миллион по трамвайному билету. Но свое дело он уже сделал, как тот мавр из поговорки. Не только оживил предвыборные баталии, но свершил невероятное — тормознул Хиллари Клинтон на ее предначертанном победоносном пути. Года полтора назад, помню, журнал «Тайм» изобразил во всю обложку уверенно шагающую дамскую ногу в брючине и туфле, а за каблук из последних сил цепляется крошечный такой человечек, вот-вот сорвется — и надпись: МОЖЕТ КТО-НИБУДЬ ОСТАНОВИТЬ ХИЛЛАРИ? С подразумеваемым ответом на этот риторический вопрос: НИКТО!
Вот какое давление, почти гипноз оказывал на свою аудиторию наш уважаемый, престижный и влиятельный журнал. А теперь представьте себе на месте этого лилипутика амбала Дональда Трампа, а? Да и сама такая обложка больше немыслима. Пусть не все из того, что говорит этот дурно воспитанный человек про Хиллари, правда, но хоть что-то западет если не в душу, то в память избирателя. И на том спасибо. Трамп сделал свое дело — Трамп может уйти? Теперь уже не знаю. Америка может выбрать президента через не хочу. Вопрос теперь надо ставить не о Хиллари, а о Дональде: кто остановит Трампа?
Пора называть вещи своими именами, что Дональд Трамп и делает, когда режет правду-матку. Клоун политического ковра Америки со своим шоу? Да хоть бы и так — никому скучать не дает! Только не клоун, а шут, которому одному-единственному при королевском дворе дозволено и позволено было безнаказанно изрекать истину.
И кто спорит с Дональдом Трампом? Политики, политиканы и политически аранжированные журналисты, а глас народа — глас божий, пусть и не всегда. Конечно, можно перенаправить и народное мнение о Трампе, тем более это мнение главным образом «голубых воротничков», то есть простолюдинов, но пока что даже негативное паблисити Дональду Трампу на руку. Его антиистеблишментная фигура отражает разочарование американского электората в политиканствующей элите — республиканской и демократической, безразлично, в самом Вашингтон как таковом. Имею в виду, понятно, не топографическое, а политическое понятие. На этой шкале Дональд Трамп — антиполитик.
Герой или антигерой Дональд Трамп — вопрос академический, а потому праздный, не актуальный сейчас. Да и нет здесь никакого противоречия. Герой может стать антигероем, и наоборот. Зависит: от обстоятельств, от настроений и от множества других причин. Нет, конечно, еще не революция, но революционная ситуация, а наш герой/антигерой Трамп — ее зеркало. В любом случае нерв задет. И задел его Дональд Трамп.
Пусть он не знаменосец, а только барабанщик, но иначе, чем барабаном, американский народ (и другие «мирные народы») ну никак не пробудить от политического сна:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
Только барабан.
Владимир СОЛОВЬЕВ, Нью-Йорк.