Пока международные эксперты ищут ответа на вопрос, было ли реальным позавчерашнее испытание Северной Кореей водородной бомбы (к примеру, у США, по словам пресс-секретаря Пентагона Питера Кука, есть данные, что испытывалась ядерная, а не водородная бомба, а южнокорейские специалисты подсчитали, что сейсмический эффект от взрыва был много слабее, чем полагается водородной бомбе), политики действуют так, будто бы факт северокорейского термояда уже доказан. И это, возможно, правильно, ведь шантажировать окружающий мир применением водородной бомбы руководство КНДР может и не имея ее в наличии: достаточно утверждать, что она есть.
Читайте материал: Ядерный или нет: ОДВЗЯИ даст оценку взрыву в КНДР
Исходя из этой логики, 8 января по московскому времени госсекретарь США Джон Керри провел телефонный разговор со своим китайским коллегой Ван И. Министры иностранных дел обсудили различные варианты действий в отношении Пхеньяна и, как сообщают американские СМИ со ссылкой на Керри, «достигли полного взаимопонимания о необходимости тесного сотрудничества по определению шагов, необходимых, чтобы снять растущую обеспокоенность по поводу нынешнего ядерного испытания в КНДР».
Как подчеркивают в США, до сих пор, в силу договоренности с участниками шестисторонних переговоров (КНР, Россия, США, Республика Корея и Япония) Китай, как «старшему брату» в дальневосточном регионе, предоставлялось определенное «пространство» в работе с Пхеньяном по превращению Корейского полуострова в безъядерную зону. Однако выполнить эту миссию «старший брат», как показали испытания корейской водородной бомбы ( неважно, реальной или дутой) не смог. И вот теперь в телефонном разговоре с Ван И Керри, по его словам, «чрезвычайно ясно дал понять, что это не сработало, и что мы не можем вести дела, как прежде».
Речь идет о существенном ужесточении позиции мирового сообщества. И многое, как оказалось, уже сделано. Так, власти Южной Кореи объявили об усилении военного сотрудничества с США и в частности о развертывания поблизости «американских стратегических военных сил». При этом с 8 января Южная Корея возобновила пропагандистское вещание на Северную Корею с помощью громкоговорителей, установленных в приграничных районах.
Тем временем президент США Барак Обама переговорил по телефону с лидерами Южной Кореи и Японии. Главы трех стран, со ссылкой на источник в Белом доме сообщает агентство FoxNews, приступили к выработке «единого и сильного международного ответа на безответственное поведение северокорейских властей». А Совет безопасности ООН созвал экстренное совещание, подтвердившее скорое введение новых санкций против КНДР. В любом случае, «следствием пугающего заявления властей Северной Кореи об успешном испытании мощной водородной бомбы на этой неделе, без сомнения, станет всеобщее осуждение и понимание того факта, что прежние долгосрочные усилия по ограничению растущей ядерной угрозы со стороны этой страны провалились», а, значит, требуются новые подходы, предсказывает Associated Press.
Напомним, что 6 января Пхеньян объявил об успешном испытании водородной бомбы, а ученые ведущих стран зафиксировали в районе взрыва рукотворное землетрясение. Всего за последние годы КНДР осуществила три ядерных испытания — в 2006, 2009 и 2013 годах, а Совет Безопасности ООН ввел в отношении Пхеньяна ответные санкции. Сейчас в СБ ООН готовят резолюцию с новыми мерами.