О том, что контракт на поставку ЗРС С-300 Ирану начал исполнятся сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
«Этот контракт исполняется, оплачивается. За этим контрактом будут новые контракты», отметил премьер. По его словам, контракт на поставку С-300 в Иран «открывает целую дорогу для сотрудничества с Исламской Республикой Иран, и не только военно-технического».
Военный эксперт член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительство РФ РФ Виктор Мураховский:
По сути дела ни Израилю ни Америке оборонительные комплексы ПВО ни коим образом не могут угрожать. Другое дело что они могут воздействовать на наступательно-агрессивные намерения этих стран. Не секрет, что Израиль и США до подписания соглашений по Иранскому атому рассматривали воздушные ударные операции против ядерных объектов Ирана. Понятно, что при наличии комплекса С-300 возникают большой вопрос вообще возможности проведения такого рода операций в небе Ирана. Понятно, что там четыре дивизиона могут прикрыть ограниченную территорию и в Иране не существует комплексной многоэшелонированной системы ПВО по типу которой была развернута в советском союзе или сейчас строится в России. Тем не менее это существенно затрудняет, а на практике практически исключает проведение таких воздушных ударных операций, поскольку они чреваты серьезными потерями в средствах воздушного нападения.
В Иран поставлены четыре дивизиона С-300 на сумму порядка 800 миллионов долларов. Они поставляются не «голые», а с большим комплектом ракет, с тренажерами предусмотрено сопровождение техники обучение персонала.
Иран выразил заинтересованность в закупке нескольких сотен танков Т-90. Еще по ряду направлений есть большой интерес, к примеру по противотанковым ракетным комплексам, по средства радиоэлектронной борьбы, по дизельным подводным лодкам.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий
Тема С-300 была горячей, когда мы пытались дружить с западом, теперь, когда мы в находимся в жесткой конфронтации, это тема становится вторичной. Конечно сейчас
мы активно проводим консультации с иранцами как в как в военно-политических вопросах, так и координируемся с ними в рамках антитеррористической коалиции потив ИГИЛ. В то же время у нас есть свои отношения с Израилем. Понятно, что и Израиль и Иран антагонисты. Но Россия демонстрирует ,то что она, как великая держава проводят независимую внешнюю оборонную политику и исходит прежде всего из своих интересов, однако всегда пытается учитывать интересы других.
Если говорить непосредственно про поставки С-300, то для Ирана эта система известна. Они освоили ее еще задолго до запрета на поставки, но обстоятельства изменились.
Можно сказать, что с поставками С-300 в Иран, между нашими странами усилится доверие, а это положительно скажется как на военно-эконоимческих, так и военно-политические связях. Учитывая, что Иран поддерживает Россию в сирийской операции, эти поставки скажутся на наших совместных действиях в этом вопросе только в положительную сторону.
Ечсли в целом углубится в историю наших взаимоотношений, то военно-техническое сотрудничество между нашими странами переживало как взлеты, так и падения. Свой очередной взлет российско-иранское военное сотрудничество пережило в 1989–1991 годах, когда между СССР и Ираном было заключено четыре крупных соглашения на 5,1 миллиарда долларов. Соглашение 1989 года предусматривало поставки самолетов, вертолетов и зенитных ракетных систем С-200 на 1,3 миллиарда долларов. Так же в России для Ирана должны были построить дизель-электрические подводные лодки, достигнуто соглашение о содействии в постройке танков Т-72 . Однако в середине 90-х годов Россия поддалась давлению Запада и дистанцировалась от Ирана.
Здесь можно вспомнить печально известный протокол «Гор — Черномырдин», согласно которому РФ обязалась досрочно, до конца 1999 года, завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам продукции и оказанию услуг военного назначения, после чего поставки по этим соглашениям более не производить. Была надежда на нормализацию отношений в начале «нулевых» годов, но она была похоронена российским решением не поставлять в Иран ЗРК С-300, несмотря на то что эти поставки не подпадали ни под какие международные запреты. Более того, Иран даже выплатил аванс за эти комплексы.