При этом правозащитники, среди которых были, в частности, Людмила Алексеева и Пономарев, предупреждали, что законопроект «нарушает фундаментальные права граждан на жизнь и здоровье».
Председатель комитета СФ по обороне и безопасности Николай Озеров, которого цитирует РИА «Новости», заявил, что «мы (сенаторы — ред.) с уважением относимся к позиции правозащитников и стараемся учитывать их мнение. Но в данном случае они, видимо, не совсем поняли суть закона, который, напротив, вводит ряд ограничений в порядке использования сотрудниками ФСБ спецсредств и физической силы».
Отметим, что ранее обеспокоенность законопроектом, принятым в итоге Думой почти единогласно (против были только двое парламентариев), высказывал и депутат ГД Дмитрий Гудков.
Он обращал внимания на три положения документа: спецсредства (к которым относятся как дубинки, так и газ, водометы и пр.) ФСБ разрешается применять, в частности, для «… для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности; … для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим органов федеральной службы безопасности возложенных на него служебных обязанностей; … для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия».
Читайте, какие еще полномочия дает ФСБ закон.
По мнению Гудкова, «очевидно, что если вас тащат, а вы упираетесь — то вы уже оказываете сопротивление. Или от вас требуют «пройти», а вы не проходите — дубинкой по почкам. И ведь в этот момент вы можете воспрепятствовать исполнению — так что и по печени тоже. А кто забыл, что такое массовые беспорядки и блокирование движение, — напоминаю сакраментальное: «Граждане, не мешайте проходу граждан».
Кроме этих положений, законопроект также разрешает сотрудникам ФСБ применять боевое оружие по гражданам, при этом в случае убийства правоохранители должны будут сообщить об этом прокурору в течение 24 часов. Исключение составит лишь стрельба по женщинам, инвалидам и детям, но только в том случае, если от них не исходит очевидная угроза.
Такие же нормы ранее Дума одобрила в первом чтении для сотрудников ФСИН: их они, по мысли законодателей, должны будут применять к заключенным в случае их неповиновения или несоблюдения распорядка. В итоге новые полномочия для ФСИН получили название «закона садистов».
Наконец, поправки в закон о ФСБ включают норму, согласно которой пограничники смогут брать отпечатки пальцев у любых лиц, пересекающих границу РФ, если заподозрят, что тех можно склонить к террористической деятельности. Список признаков «склонения» (термин закона) будет утвержден приказом руководителя ведомства.