А вот и не угадали! Так оценивает положение дел в стране сама власть – или, если быть более точным, руководитель близкой к Кремлю социологической службы ВЦИОМ Валерий Федоров. И это тот случай, когда я согласен с кремлевским социологом даже не на все сто, а на все двести процентов. “Визитная карточка” путинского правления – непоколебимая внутриполитическая стабильность - постепенно уходит в прошлое. Россия вползает в период высокой политической турбулентности - в период, когда недовольство положением дел в стране высказывают уже не какие-то там заклейменные официальной пропагандой “белоленточники”, а социальные слои, которые еще недавно считались самой надежной опорой действующей власти.
Значит ли это, что у Владимир Путин есть основания опасаться за сохранность своей “шапки Мономаха”? Совсем не значит. Обратите внимание на предпоследнюю фразу из процитированных мной в начале этого текста тезисов Валерия Федорова: “Риски протестных настроений умеренны на федеральном уровне”. Причины подобного положения вещей достойны отдельного детального разговора. Но фишка в том, что 99, 99 % населения страны живет не на “федеральном уровне”. Все мы, даже обитатели столицы РФ, живем в регионах – тех самых регионах, где, как отметил Валерий Федоров, “ риски протестных настроений быстро растут”.
Другими словами, мы имеем дело с классической ситуацией, суть которой изложена в пословице: “Сытый голодного не разумеет”. Пока высший уровень российской вертикали власти еще имеет возможность функционировать в зоне относительного управленческого комфорта. Но вот более низкий уровень той же вертикали такой роскоши позволить себе уже не может.
К чему может привести подобный “дисбаланс проблем”, ясно показывает нынешний громкий публичный конфликт между руководством Крыма и верхушкой российского кабинета министров. Суть этого конфликта, с моей точки зрения, совсем не в том, что Дмитрий Антольевич Медведев и Сергей Валерьевич Аксенов “не сошлись характерами” и вступили поэтому к восторгу Киев в скандальную публичную перебранку. Суть этого конфликта, по моему глубокому убеждению, в инерционном мышлении правительства РФ и в его неумении вовремя перейти к режиму “кризисного управления”.
Представьте, что вы стали управляющим дома, который не подвергался ремонту последние 50 лет. Естественно, в этом доме каждый день что-нибудь да случается: то канализация начнет работать в обратную сторону, то лифты остановятся, то балкон обвалится. Но запущенность домового хозяйства – это лишь одна из ваших проблем. Есть проблема еще более болезненная – в двери вашего дома рвутся какие-то непонятные личности, считающие себя его законными хозяевами и творящие на этом основании всевозможные бесчинства.
Если представили, то напрягите свое воображение еще раз и нарисуйте в своих головах следующую “картину маслом”: в состоянии глубокого возбуждения и с надеждой на немедленную экстренную помощь вы звоните в вышестоящий жилищный орган. А там вам ровным голосом отвечают: заполните, пожалуйста, двадцать бланков в десяти экземплярах. Будем рассматривать!
Отношения властей Крыма и Правительство РФ РФ в последние полтора года развивались по очень похожему сценарию. Сначала проблемами самого нового российского региона занималось специальное федеральное министерство по делам Крыма. Но очень быстро это министерство ликвидировали – якобы за “ненадобностью”. И властям полуострова предложили на общих основаниях напрямую работатать с федеральным министерством экономического развития.
Но что означает фраза “на общих основаниях”, если ты новичок в толпе бывалых старожилов? Она означает, что ты по определению аутсайдер, “худший ученик в классе”. В отношении управленческих технологий власти Крыма были фактически оставлены наедине со своими проблемами.
Да, формально полуострову были выделены очень даже не маленькие деньги из федерального бюджета. Но, по заведенному порядку, чтобы регион мог получить выделенные ему на какие-то конкретные программы средства, этому региону мало поднять ввверх руку и прокричать: “Хочу!” Регион обязан представить в центр правильно оформленный комплект документов, доказывающих, что деньги будут потрачены по назначению. И в принципе это, разумеется, правильно.
Но местные управленческие кадры в Крыму к функционированию в условиях российской государственной системы попросто не приучены. Управленческие кадры из других регионов РФ переезжать в Крым, как правило, отказывались – зарплаты им предлагали такие, что лучше сразу утопиться. Вот и получилось, что отказ от прямой федеральной опеки над полуостровом в виде специального министерства по делам Крыма еще до украинской энергетической блокады привел к ситуации, близкой к параличу.
Когда же эта блокада состоялась, то, естественно, о “правильном оформлении комплектов документов” пришлось временно забыть. Но накопившийся объем проблем оказался слишком масштабным. Аскенов уже давно очень критически отзывался о деятельности федерального кабинета министров в ходе закрытых совещаний. Но в какой-то момент глава Крыма не выдержал и сказал то же самое уже на публике.
История о том, как “поссорились Дмитрий Анатольевич и Сергей Валерьевич” закончится, по моей информации, хорошо. Никакого “показательного снятия” руководителя Крыма не ожидается. Вместо этого Аксенову и его “друзьям” из российского Белого дома строго-настрого наказано: научитесь, наконец, эффективно работать вместе!
Но даже если эта история закончится хэппи-эндом, она все равно, на мой взгляд, должна восприниматься федеральным центром как очень серьезное предупреждение. В России есть самые разные регионы. Некоторые умеют очень эффективно работать с федеральными властями (чуть не написал “обрабатывать” федеральные власти). Татарстан, например, только что прилюдно выбил у Путина право сохранить у себя в республике должность президента. И это при том, что у всех других российских территорий такое право было отобрано специальным законом – законом, чье действие в теории распространялось и на Татарстан.
Но таких “умельцев” мало. Большая часть российских регионов находится в отношении федерального центра в положении просителей. А теперь внимание: если даже такой являющийся для Путина абсолютным стратегическим приоритетом регион, как Крым, не смог добиться от федерального кабинета министров чуткого и нестандартного отношения к своим проблемам, то на что могут рассчитывать остальные территории?
Аксенов – это, конечно, тоже не “безвинная овечка”. Определенная часть вины за конфликт с Белым домом лежит и на руководителе Крыма. Но федеральному правительству все равно стоит задуматься о системе своих отношений с регионами. Задуматься и попытаться понять: что мы делаем не так? В свете предупреждения Валерия Федорова о росте политической нестабильности в субъектах федерации такая задача представляется не то что назревшей, а даже перезревшей.