«Вопрос в том, каким образом был объявлен в розыск Ходорковский, есть ли у России со Швейцарией отдельный договор о правовой взаимопомощи (в 1994 г. была принята российско-швейцарская декларация о намерениях по сотрудничеству в области оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам – Авт). – отметил в беседе с «МК» доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай ТОПОРНИН. – По стандартной процедуре объявления человека в розыск, это делается через Интерпол. Уже на основании полученных документов Интерпол, изучив их и оценив важность ситуации и обоснованность розыска, может выдать международный ордер. Если разыскиваемый человек оказывается в стране, с которой сотрудничает Интерпол, то он задерживается на ее территории и дальше происходит либо выдача его государству, подавшему документы для розыска, либо делом начинает заниматься местный суд. Это все достаточно серьезная процедура — не стоит думать, что если сегодня Генпрокуратура объявила Ходорковского в розыск, то завтра Швейцария выдаст его Россия».
По горячим следам на сайте Интерпола имени Михаил Ходорковский не оказалось. «Внесение человека в список разыскиваемых тоже весьма длительная процедура, – отмечает в этой связи эксперт. – Интерпол должен убедиться, что речь не идет, например, о преследовании по политическим мотивам».
Об этом же говорится и в Европейской конвенции об выдаче 1957 г., которую подписали и Швейцария, и Россия («Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. То же правило применяется и в том случае, если запрашиваемая Сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин»).
Пресс-секретарь опального олигарха Кюлле Писпанен уже заявила, что заочный арест и объявление в международный розыске никак не скажутся на жизни Ходорковского.
«Нельзя сказать, что разыскиваемый человек слишком ограничен в своих перемещениях. – говорит Николай ТОПОРНИН. – Но если он попадет на территорию государства, сотрудничающего с Интерполом, его там задержат на основании международного ордера. Если есть отдельное соглашение с Россией о выдаче такого рода преступников, то задержание будет произведено в соответствии с ним, но обычно страны действуют по мандату Интерпола».
В действительности, как показывает практика, судьба разыскиваемого даже Интерполом человека фактически остается в ведении властей страны, где он находится. Достаточно вспомнить покойного Бориса Березовского, которого Лондон не спешил выдавать Москва, или украинского экс-президента Виктор Янукович, объявленного в международный розыск Киевом.
В то же время, есть пример и Сергея Полонского, законность экстрадиции которого в Россию камбоджийский суд признал (впрочем, пока предприниматель остается в Камбодже – у местного законодательства к нему уже накопились свои вопросы).
«Международную Полиция» в данном случае панацеей считать едва ли стоит: как отмечал в разговоре с «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов, «Интерпол — хорошая, работающая система, которая, тем не менее, лишь координирует деятельность уже имеющихся элементов. И главный вопрос в том, как работают сами эти элементы и насколько они готовы координировать свою деятельность друг с другом». Среди таких элементов можно упомянуть в данном случае взаимные договоры об экстрадиции — если подобный документ не подписан двумя конкретными странами, преступник вполне может быть не выдан государству, объявившему его в розыск.