Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назвал заявление Путина «шагом в правильном направлении» и напомнил, что Грузия еще в 2011 году отменила визовый режим для граждан России. Он отметил готовность Тбилиси продолжить «прагматичный курс в отношении Россия». Что означает этот «прагматичный курс» на практике? На самом деле курс Грузии с момента распада Союза не менялся. Сначала Шеварднадзе, потом Саакашвили, теперь «Грузинская мечта» с большей или меньшей степенью «прагматичности» проводят один курс — на Запад. «Прагматизм» же, в понимании грузинских политиков, заключается в том, чтобы не резать курицу, несущую золотые яйца. В роли такой курицы для Грузии традиционно выступает Россия. Она — источник энергоносителей и туристов, рынок сбыта для того немногого, что еще производит Грузия — вина и сельхозпродукции. Россия дает приют и работу грузинским гастарбайтерам, которые своими денежными переводами поддерживают значительную часть населения Грузии — своих родственников. В «лихие 90-е» некоторые представители грузинской диаспоры сумели довольно удачно вписаться в российский рынок, застолбив за собой немало «вкусных» активов. Их доходы тоже в той или иной форме работают на экономику Грузии, тем более что такие граждане, как правило, обладают «двойной лояльностью» и в критический момент всегда делают выбор в пользу исторической родины.
Полный разрыв с Россией невыгоден Грузии еще и потому, что при этом она окончательно теряет последний шанс на воссоединение с Абхазией и Южной Осетией. Предыдущее руководство Грузии в лице Саакашвили и его команды попыталось решить проблему силовым путем — и проиграло. Поэтому нынешнее вынуждено лавировать, как лавировал и Шеварднадзе.
Что изменилось в Грузии с уходом Саакашвили? Откровенно и агрессивно антироссийский курс сменился более закамуфлированным, но столь же антироссийским. Ведь нельзя же считать проявлением дружелюбия стремление Грузии к вступлению в НАТО. Это прямо угрожает безопасности РФ, о чем российское руководство заявляло неоднократно. Однако движение в этом направлении продолжается. В сентябре в Грузии был учрежден совместный тренировочный центр Грузия — НАТО, в ближайшее время в Тбилиси откроется школа НАТО, в которой ежегодно будут проходить подготовку сотни грузинских военнослужащих и военных из других государств. Министр обороны Грузии Тина Хидашели, выступая недавно в США в Центре стратегических и международных исследований (CSIS), назвала Грузию «следующей остановкой НАТО». И можно сколько угодно говорить о том, что грузинский народ стремится к дружбе с Россией, — что толку, если реальная власть в Грузии принадлежит агрессивно-прозападному меньшинству. Представитель той же Республиканской партии, к которой принадлежит министр обороны Леван Бердзенишвили, в одном из своих недавних интервью прямо заявляет, что Грузия не намерена платить за отмену визового режима с РФ «политическую цену» и не свернет с прозападного курса.
Визовый режим с Грузией был установлен 15 лет назад. Это решение было мотивировано тем, что в Панкисском ущелье тогда обосновались чеченские боевики и международные террористы, которые могли оттуда проникать на территорию РФ. Что изменилось? Сегодня молодое поколение чеченцев-кистинцев в Панкисском ущелье в своем большинстве исповедует идеологию ваххабизма и в массовом порядке отправляется в Сирия, чтобы воевать в рядах ИГИЛ. Если визы не помогают против террористов, то зачем их вводили 15 лет назад? А если помогают, то зачем сейчас отменяют?
Скорее всего объявленное Путиным решение об отмене виз связано с возможным скорым предоставлением Грузии безвизового режима с ЕС. Ожидается, что это случится уже в 2016 году. И что тогда получится? Получится, что Европа станет для грузин ближе и доступнее, чем Россия. А это как бы нехорошо.
Но грузины рано радуются. Их ждет большой облом. Грузии предоставляют «молдавский вариант» безвизового режима, то есть без права на работу. А ведь грузинам безвизовый режим нужен прежде всего для того, чтобы ездить в Европу на заработки. Фактически выигрыш невелик: экономия 60 евро и времени на оформление визы. Все документы, которые раньше нужны были для оформления визы, теперь придется везти с собой и предъявлять на границе, как и обратный билет. И если вам откажут во въезде (а за первый год действия безвизового режима в ЕС не были допущены полторы тысячи молдаван), то деньги за билеты никто не вернет.
Получается, что в Европу грузины будут ездить не зарабатывать, а тратить свои деньги, укрепляя экономику Евросоюз - ЕС. А зарабатывать они по-прежнему рассчитывают у нас. Может быть, к европейскому опыту стоило бы присмотреться, и если уж отменять визы с Грузией, то отменять их по «молдавскому варианту»?