Над трибуной в партийном стиле — кричащая надпись «Россия требует перемен». Съезд открывает действующий председатель — Сергей Митрохин. «Первое обещание, которое я дал в 2008 году, — сохранить Партия "Яблоко", и это была не банальность, — отчет о работе за год выглядел скорее как подведение итогов председательства и презентация своих взглядов. — Что мы видим в эволюции партий, которые сидят в Госдуме: все они отказались от своих принципов. Мы же стараемся держать марку европейской партии, а не идти по какому-то азиопскому пути, с которым все сейчас заигрывают». Чтобы «сохранять» «Яблоко» и дальше, по его словам, нужно работать с региональными отделениями, заниматься не только политической, но и правозащитной деятельностью, потому что «когда одна педаль меньше другой, велосипед начинает кататься по кругу», и вести коалиционную политику только в том виде, в котором она сохраняет свое лицо (намек — сотрудничество с ПАРНАС при Митрохине маловероятно. — Авт.). И уж точно не стоит менять коней на переправе — то есть перед выборами в Госдуму, до которых осталось 9 месяцев: политик предложил выбрать председателя через год, чтобы по результатам работы он сделал вывод, сможет он возглавлять партию или нет.
Многие ожидали, что Явлинский сразу же начнет оппонировать действующему председателю, но он выдержал паузу, почтив минутой молчания Бориса Немцова, и раскритиковал экономическую политику России. «2 октября 2014 года министр экономического развития Алексей Улюкаев сказал, что падение цен на нефть ниже 60 долларов за баррель невозможно. Сейчас она стоит 37. Кто им пишет такое прогнозы? — негодовал политик. — Это было предсказуемо, и, если бы приняли нашу программу «земля — дом — дороги», не было бы такой нефтяной зависимости». И это тоже намек, только «наверх» и избирателям.
Лидерское противостояние началось только к середине дня при обсуждении поправки Явлинского. «Елена Павловна (Дубровина — член ЦИК. — Авт.) подсчитала, сколько нам всем в президиуме лет, — получилось 1100, — шутливо начал основатель партии. — Не знаю, как так получилось, нас тут 10 человек, наверное, Центризбирком всегда работает, как в Ростовской области». Дубровина смущенно оправдалась, а Явлинский перешел на серьезный тон. «Новые люди — это наши резервы, партия должна вырастить молодежь», — сказал он. Примечательно, что среди всех кандидатов «молодежью» можно было назвать только заместителя председателя Петербургского отделения Николая Рыбакова и режиссера Александра Гнездилова. «Никто не уходит, это же не игра на вылет, мы просто несколько меняем конфигурацию, — успокоил политик своих сторонников и сторонников Митрохина. — Не исключено, что партия примет решение, что я буду возглавлять список в Госдуму и баллотироваться в президенты. Ей-богу, не обязательно быть еще и председателем».
Настроение Митрохина лучше всего передала фраза: «Наверное, мне было бы психологически легче, если бы поправка обсуждалась 3,5 года назад, когда я только избирался на второй срок». Политик тут же добавил: «У меня нет личных обид, на обиженных в политике нельзя и воды носить, их отсюда нужно гнать». Он говорил, что из-за поправки в выборах не смогут участвовать потенциально более сильные конкуренты, где же тут внутрипартийная конкуренция и демократия? «Представьте себе отвертку, — провел он аналогию. — Отвертка хорошо работает. Но есть убеждение, что больше определенного срока ее использовать нельзя, нужно любой ценой обновлять производство. А вот зачем это делать, если она и так справляется?»
Поправку приняли абсолютным большинством голосов. Митрохин и Явлинский в список кандидатов не вошли, конкуренция перешла в другую плоскость. Предложенные политкомитетом экс-депутат Госдумы Сергей Иваненко и уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишилов участвовать в выборах не стали, «молодежь» — Александр Гнездилов и Николай Рыбаков, набрали по 12 и 19 голосов. По факту за лидерство два тура боролись медийный экс-депутат Псковского заксобрания Лев Шлосберг и мало кому известная депутат Заксобрания Республики Карелия Эмилия Слабунова. Но выдвинул ее Митрохин, а после второго тура поддержал Явлинский. Это сыграло свою роль — Слабунова победила с перевесом в 35 голосов. Возможно, это и есть «сохранение» партии.