Эксперт объяснил конфликт России и Украины вокруг вышек «Черноморнефтегаза»

Теперь они могут принять участие в возведении газового моста с материковой частью России

В понедельник, 14 декабря, пресс-служба «Черноморнефтегаза» объявила о переброске двух своих буровых установок с Одесского газового месторождения в территориальные воды России, где они на протяжении трех следующих лет будут использованы для разведки месторождения Гордиевича. На их месте на Голицынском месторождении монтируется российская платформа по добыче нефти «Таврида». Возможно, эти технические новости остались бы незамеченными, если бы процесс передислокации не сопровождался «парадом» военных кораблей России и Украины, а также турецкого танкера, который, по одной из версий, пытался преградить путь морскому каравану.

Теперь они могут принять участие в возведении газового моста с материковой частью России

Первоначально руководство «Черноморнефтегаза» связало свои действия со сложной международной обстановкой, связанной с неопределенным международным статусом участка моря, на котором расположены российские вышки (новейшие буровые установки В-312 и В-319 под названиями «Петр Годованец» и «Украина» общей стоимостью свыше 25 млрд рублей), а следовательно, с риском их утраты. В компании заверили, что операция была проведена по указанию главы Крыма Сергея Аксенова.

Пока вышки сплавляли из одной точки в другую, навстречу каравану неожиданно выплыло «неопознанное турецкое судно». Представители крымской энергетической компании пояснили, что в нарушение всех законов турки попытались преградить дорогу российским кораблям, но катер погранслужбы ФСБ и ракетный катер Черноморского флота воспрепятствовали злому умыслу, заставив иностранный корабль сменить курс. Впрочем, в ФСБ заявили, что ничего особенного не произошло: ситуация была штатной. На следующий день после передислокации к одной из вышек подплыли украинские пограничники и попытались проверить у местных рабочих документы и выяснить цель их пребывания «на территории Украина последние новости». Россияне на контакт не пошли, вместо этого 16 декабря в район был направлен российский сторожевой корабль второго ранга «Аметист».

К слову, «Аметист» — это новейший российский корабль, заложенный в 2012 году и спущенный на воду в 2014-м. Судно можно отнести к малым корветам. На его борту есть взлетная площадка для легкого вертолета, 30-мм шестиствольная артиллерийская установка и два пулемета калибром 12,7 мм. Когда «Аметист» выдвинулся к российским вышкам, он заметил недалеко от них два украинских пограничных корабля, но в ФСБ заверили, что судно способно в одиночку обеспечить безопасность объектов.

В госпогранслужбе Украины заявили о грубом нарушении Россия международного морского права при перемещении буровых вышек. В Киев уверены, что в 2014 году Москва сначала незаконно захватила эти буровые установки в придачу к Крыму, а теперь перетащила их ближе к полуострову. Вместе с тем пограничники уточнили, что на месте вышек Россия устанавливает такую же «экспроприированную» нефтедобывающую платформу «Таврида», ее монтажом занимается экс-украинский буксир «Центавр».

Однако пресс-секретарь украинской погранслужбы Олег Слободян уверен, что российские моряки нарушили закон, но не пересекли украинскую границу и не нанесли территориальной целостности страны никакого ущерба. МИД Украины, как обычно, назвал происходящее очередным эпизодом широкомасштабного грабежа и потребовал все вернуть «как было», в том числе и Крым. Во внешнеполитическом ведомстве страны уверены, что 14 декабря Россия нарушила международное морское право и должна понести за это наказание.

По мнению юриста-международника Валерия Ванина, Киев поторопился в своих оценках. «В соответствии с международным морским правом, если данный шельф относится к Крыму, то это шельф России, а если в результате раздела он окажется в территориальных водах Украины, то в этом случае Киев сможет выдвинуть свои претензии. Но пока этим никто не занимался, а значит, оснований для претензий тоже нет», — рассказал он в интервью «МК».

Напомним, в соответствии с Конвенцией ООН по международному праву исключительная экономическая зона, на которой настаивает в своих претензиях Украина, может достигать 370,4 км. Одесское месторождение находится в 150 км от Крыма и в 130 км от Одессы, поэтому, кому что принадлежит, еще предстоит решить. Очевидно, эта ситуация должна решиться вместе с территориальной принадлежностью Крыма на уровне международного признания.

При этом, пока Москва и Киев решают свои геополитические задачи, на местах разобрались еще в 2014 году. Так, 15 декабря прошлого года «Черноморнефтегаз» решил оставить Незалежной одно из своих ранее разведанных месторождений в Херсонской области. А к скандальным вышкам в Одесском месторождении были подведены трубы, по которым добытый газ перекачивали на полуостров. До недавнего времени украинскую сторону это абсолютно не смущало.

Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК рассказал «МК» о возможных причинах переполоха:

— История с вышками, прямо скажем, странная. Мои источники в «Черноморнефтегазе» говорят, что их переброска была связана с планами по дальнейшей разведке других мест.

Вместе с тем, возможно, передислокация связана с планами России по возведению энергомоста с Крымом. Как известно, с материковой части страны будет поставляться не только электричество, но и газ. Может быть, вывезенные с Одесского месторождения вышки примут в этом какое-то участие.

Зато 30 декабря заканчивается действие договора о перетоке российского электричества в Крым через территорию Украины. Будут ли его продлевать и как будут это обосновывать, никто не знает, но, если переток остановится, де-факто Киев окончательно попрощается с полуостровом, а если подпишет договор в прежнем варианте, то вновь согласится с российскими правами на него.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26991 от 17 декабря 2015

Заголовок в газете: Украина занялась шельфованием

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру