Конвенция о статусе проливов была принята в Монтре еще в 1936 году. Согласно второй статье документа «в мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей».
Ситуация коренным образом не изменится и в том случае, если начнется война, в которой Турция не будет принимать участия: «торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3». А вот пятая статья регламентирует порядок действий на случай, когда турецкая сторона будет воюющей. В этом случае правом беспрепятственного прохода пользуются лишь суда, не принадлежащие турецким противникам и не оказывающие им поддержку.
«В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применения постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае, турецкими властями», — отмечается в статье 6. Если же стране официально объявлена война, то проливы могут быть закрыты полностью, но решается это уже на уровне ООН.
Хотя из документа, казалось бы, следует, что Анкара не сможет воспрепятствовать проходу российских кораблей, есть у Турции и свой козырь. А именно регламент 1994 года.
Согласно ему турецкая сторона вправе приостанавливать перемещение кораблей по проливам в связи с буровыми, санитарными и иными видами работ, спортивными мероприятиями и, как гласит 24-я статья документа, «в других подобных случаях». Предложения Анкары в 1994 году не были приняты мировым сообществом, расценившем их как противоречащие конвенции Монтре. Это, однако, не помешало Турции в том же году в одностороннем порядке принять документ.
Таким образом, проливы могут быть закрыты под множеством предлогов, однако пока о скандальных прецедентах, связанных с применением регламента 1994 года, неизвестно.