25 ноября в Екатеринбурге Путин и Медведев не только пили шампанское на открытии центра Ельцина, но и обсудили экономические меры воздействия на Турцию. Об итогах этого мини-совещания глава правительства, вернувшийся из 9 дневного турне по Юго-восточной Азии, сообщил членам Правительство РФ.
По его словам, президент поручил кабмину подготовить ответ Турция на основании закона "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации".
Этот закон принимался по инициативе "Единая Россия" в 2006 году на волне торговых и идеологических войн со странами Балтии, а также из желания ни в чем не отставать от США. По крайней мере, выступая перед депутатами авторы инициативы подчеркивали, что Америка постоянно накладывает эмбарго на Иран, Югославию, Белоруссию, а Россия такого инструмента как санкции в борьбе с нелояльными государствами до сих пор не имеет.
Закон пролежал без дела 8 лет, а в 2014 году на его основании Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ", запрещающий ввозить продовольствие из стран, которые ввели антироссийские санкции.
Турция под действие этого распоряжения, а также последовавших за ним постановлений правительства, не попала, поскольку считалась дружественным государством и одним из основных торгово-экономических и политических партнеров. Но после инцидента с истребителем настал и ее черед.
На заседании правительства Дмитрий Медведев перечислил весь спектр мер, которые в соответствии с законом "О специальных экономических мерах" могут быть применены к агрессору. Это - приостановление реализации программ экономического сотрудничества и гуманитарных контактов, ограничения по финансовым операциями и внешнеторговым сделкам, изменение таможенных пошлин, а также меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая перемещение воздушных и водных судов, на использование рабочей силы и пр..
В двухдневный срок Министерства транспорта, сельского хозяйства, культуры и другие ведомства должны внести свои предложения, чтобы "максимально быстро перейти к соответствующим процедурам". Глава правительства уточнил, что все запреты и ограничения должны быть сведены в один нормативный акт - Указ президента, на основании которого будут приняты постановления правительства.
"В этих документах речь пойдет о введении ограничений и запретов на деятельность в нашей стране экономических структур Турции, запрете поставок продукции из Турции, включая продовольственные товары, и оказание услуг турецкими компаниями", - сказал Медведев. Такой же порядок, по его словам, может быть применен к ряду инвестконтрактов, сотрудничество по которым было начато "в связи с высоким уровнем доверия к этому государству". Сейчас они могут быть заморожены или просто свернуты.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, в свою очередь, сообщил, что нормы ВТО позволяют вводить экономические санкции в случае угрозы национальной безопасности страны. "И такой случай мы как раз сейчас переживаем", - добавил он.
Вслед за премьером Улюкаев еще раз перечислил санкции, которые в наиболее жестком варианте, могут грозить Турции. В частности, Россия оставляет за собой право прекратить или приостановить действие международных торговых договоров и иных договоров в части внешнеэкономических связей, изменить в неблагоприятную сторону ввозные и вывозные пошлины, запретить заход турецких судов в российские порты, ограничить использование воздушного пространства нашей страны для самолетов турецких авиакомпаний, а также полностью свернуть культурные, научные и другие совместные программы, запретить продажу туристических путевок на курорты Турецкой республики.
Вместе с тем Улюкаев оговорился, что принятые решения должны свести к минимуму ущерб для российских компаний, которые сотрудничают с турками.
Напомним, что Турция - пятый по величине торговый партнер России. Товарооборот между странами в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015-го - 18,1 млрд.
Крупнейшие статьи турецкого экспорта - это продукция растительного происхождения (в первую очередь помидоры и цитрусовые), текстиль и различное оборудование.
Очевидно, что, если российские власти применят к Анкаре хотя бы половину из перечисленных в законе 2006 года санкций, то свести к минимуму ущерб для российских компаний, уже проплативших поставки, будет крайне затруднительно. Кстати, еще на стадии его обсуждения оппоненты отмечали, что в этом случае документ не предусматривает никаких компенсаций для безвинно пострадавший стороны. И будут ли они сейчас разработаны правительством - также большой вопрос. По крайней мере, в 2014 году сотрудничавших с западом предпринимателей просто поставили перед фактом.
Хотя у чиновников есть еще два дня, чтобы сформулировать свой ответ Турции, общая стратегия властей уже очевидна. Основной удар будет нанесен по товаропроизводителям и туристической отрасли. Cрок действия санкций против Турции в указе президента устанавливать не предполагается. Их продолжительность будет зависеть от международной обстановки и вопросов обеспечения безопасности.
По словам Улюкаева, в число специальных экономических мер может войти ограничение авиасообщения. По словам министра, оно может коснуться как регулярных рейсов, так и чартерных. Минтранс пообещал подготовить конкретные предложения даже не за два, а за один день.
Такое же рвение готов проявить глава Минкультуры Владимир Мединский. В отношении совместных инвестпроектов никаких исключений делать не предполагается. Под угрозой заморозки находятся все проекты, включая газопровод "Турецкий поток" и АЭС Аккую. "Эти проекты ничем не отличаются от любых других, и они точно также попадают под действие закона о специальных ограничительных мерах", - пояснил Улюкаев. Однако в госкорпорации Росатом, которая строит Аккую и должна была стать ее владельцем, пока воздерживаются от комментариев.
Читайте материал «Турция, реагируя на санкции, может закрыть Росии Босфор и Дарданеллы».