Как екатеринбургская улица Ельцина, где расположен одноименный Центр, вырастает из проспекта Ленина и соседствует с площадью Коммунаров и Парком XXII Партсъезда, так и сам Ельцин в свое время вырос из КПСС — недаром первым экспонатом его музея, занимающего существенную часть Центра, стала «Чайка Газ-14» периода, когда он был первым секретарем Свердловского обкома.
Музейная экспозиция Центра, которую показали съехавшимся на его открытии VIP-персонам во главе с Владимир Путин, была создана группой американцев, выигравшей этот проект по конкурсу.
Казалось, что они же приложили руку к созданию анимационного фильма «о ключевых шагах продвижения России к демократии», открывающего осмотр подлинных и интерактивных артефактов, связанных с жизнью и политической судьбой российского президента № 1.
Во всяком случае, Николай II, на место убийства которого, к слову сказать, выходит часть окон Центра Ельцина, был неожиданно представлен там сознательным, хотя и неудачливым, реформатором, пытавшимся «привить в Россия европейскую модель» - при том, что и свое царство, и семью, и собственную жизнь, как свидетельствует история, он загубил как раз из-за нежелания проводить реформы, а те изменения, что при нем все же произошли, свершились не благодаря, а вопреки ему.
Впрочем, центральное место музея, как и следовало ожидать, отдано эпохе ельцинских реформ 90-х годов. Экспозицию этого периода отличает легкий налет сакральности: деятельность первого российского президента представлена как семь дней творения, которые преобразовали нашу страну до неузнаваемости.
Однако благостной экспозицию не назовешь: тут представлены и чеченские войны, и стрельба в Белом Доме в октябре 1993-го, и операция по шунтированию сердца Ельцина.
Выбор преемника после второго президентского срока «проиллюстрирован» особо: в отдельной комнате воспроизвели интерьер с новогодней елкой, на фоне которой прозвучало знаменитое ельцинское телеобращение к нации о сложении с себя президентских полномочий.
- Открытие этого центра — как глоток воздуха того времени: тяжелого, но романтичного, - сказал «МК» бывший помощник президента Ельцина и член президентского совета, а ныне президент Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ» («Информатика для демократии») Георгий Сатаров.- Тогда было удивительное ощущение свободы, ожиданий! Посмотрел сейчас фотографии тех лет и вижу: на всех лицах искренние выражения. Сейчас больше пассивности и конформизма.
В ожидании президента с премьером поговорили и о делах насущных:
- Серьезного экономического или политического кризиса в связи с ситуацией со сбитым российским СУ-24 не будет,- заверил журналистов глава ВТБ Андрей Костин.- Нашей вины тут нет. Позиции российского руководства твердые, но четко выверенные. Так что, думаю, возникшая сейчас напряженность с Турцией не несет серьезных потерь для российской экономики. Возможны лишь некоторые осложнения в газовой области.
Тем временем появились и Путин с Медведевым. Свое посещение Центра они начали с возложения цветов у памятной ельцинской стелы при входе и лишь затем в сопровождении Наины Ельциной пошли осматривать музей. А потом все трое вышли к гостям.
- Сегодня мы открываем Центр Бориса Николаевича Ельцина,- начал Путин.- Это не только дать памяти первому президенту России, но и эпохе перемен, крайне сложных и противоречивых.
Но это — честный рассказ о том, как строилась современная Россия, какие задачи она решала. Мы учимся бережно относиться к нашей стране, к пути, который она прошла, где были и крутые повороты, и ошибки и блестящие победы. И именно такое отношение к нашей истории демонстрирует этот Центр.
Да и в судьбе самого Бориса Николаевича отразились все трудности и противоречия того времени. Он обладал такими качествами, как решительность, воля, мужество, и именно благодаря им мы не свернули с избранного пути. Между тем, сам Борис Николаевич осознавал весь драматизм радикальных перемен, пропускал их через свою душу и совесть, а затем обратился к гражданам России с поистине исповедальным обращением о своем предстоящем уходе.
Вспомнив затем призыв Ельцина: «Берегите Россию!», обращенный «к нам и к будущим поколениям», Путин заверил: «Мы уже многое сделали для этого и обязательно решим все стоящие перед страной задачи».
Медведев же подчеркнул, что «новая Россия нуждалась в таком президенте, как Ельцин, а он очень любил свою страну». А Наина Ельцина порадовалась не только тому, что Центр увековечил память ее мужа, но главным образом — закладыванию «новой для нашей страны традиции уважительного отношения к ушедшим политическим деятелям».