Турецкая сторона утверждает, что Су-24 был сбит истребителями F-16. При этом самолет-нарушитель перед этим якобы предупреждали 10 раз.
Как вообще происходит такое предупреждение? Специалисты утверждают, что это возможно сделать с помощью радиолокатора. То есть турецкая сторона настраивается на частоту радиосвязи самолета-нарушителя и предупреждает его о незаконном пересечении границы.
Кроме того, Турция могла поднять истребитель, который настроился бы на специальные частоты, используемые в случае форс-мажорных обстоятельств. На них непосредственно летчик летчику имеет возможность передать информацию о том, что тот залетел в чужое воздушное пространство. Этот же летчик, поднятый на перехват нарушителя, должен визуально, с помощью специальных знаков — покачиванием крыльями, другими маневрами — объяснить, что его визави нарушил границу.
Все это общепринятые в мировой практике приемы. Вызывает большое сомнение, что все они были использованы, так как, по информации той же турецкой стороны, российский самолет находился на их территории не более 10–11 секунд.
Скорость Су-24 около 1500 км/ч. Судя по карте, фиксирующей нарушение границы, которую представил турецкий генштаб, наш самолет залетел внутрь Турция примерно на 2,5 км. То есть этот отрезок он должен был преодолеть примерно за 6–7 секунд. И за это время турки успели предупредить российский Су-24 о нарушении границы около 10 раз? И мы должны этому поверить?
Скорее здесь просматривается совсем другая тенденция. Как считает эксперт «МК» — в недавнем прошлом один из командующих крупным соединением ПВО: «Те, кто сбил российский Су-24, с земли или с воздуха — не важно, четко изучили, как летают наши бомбардировщики и штурмовики. Они готовились к этой акции, вплоть до того, что ждали его, устроив засаду, и били специально, зная, что самолеты летают по этому маршруту. Я с тревогой ждал этого момента, хотя и надеялся, что потерь с нашей стороны не будет. Думаю, это стало возможным потому, что наступило успокоение: нас ведь никто не трогает! И главное: наступила усталость, так как в сирийской операции слишком большая нагрузка на каждого летчика. Летные экипажи надо чаще менять: отвоевал 7–10 дней, вывозите его на море, пусть отдохнет, и только потом возвращайте назад».
То, что уничтожение российского Су-24 факт не случайный, косвенно подтверждают и события последних нескольких недель. Напомню, что на прошлой неделе МИД РФ Турции вызвал российского посла, чтобы выразить протест по поводу бомбардировок самолетами ВКС РФ туркоманских деревень на севере Сирии (сирийские турки, этнические туркмены, проживающие на территории современной Сирия).
Однако, как считает ряд экспертов, это лишь повод, на самом деле Турции не нравится, что боевые действия в Сирии все более приближаются к ее границам. Кроме проблемы беженцев для Турции возникает и другая проблема: ей становится все труднее оказывать помощь боевикам ИГИЛ (запрещено в России), которых — и это давно не секрет — она неофициально поддерживает. В связи с чем в последнее время на турецко-сирийской границе Турция активно занимается созданием туркоманских поселений. Как считают специалисты, это делается в том числе и для того, чтобы организовать здесь зону нестабильности, через которую легче будет и самой Турции, и США осуществлять поддержку ИГ.
По предварительной информации, один из пилотов Су-24, которые катапультировались, попал как раз в руки местных туркоманов. А сбитый самолет упал на палаточный лагерь в деревне Ямади в Латакии, где временно пребывают эти переселенцы.
Интересно, что недавно турецкие СМИ бодро отрапортовали, что туркоманы под прикрытием турецких самолетов F-16 и американских F-15S отвоевали две сирийские деревни, удерживаемые боевиками ИГ. По мнению турецких СМИ, это начало похода на Алеппо.
И тут возникает вопрос: чей это «поход»? И почему он странным образом совпал с операцией сирийских правительственных войск, которые движутся на этот крупнейший город при поддержке российской авиации? Какова роль в этом «походе» турецких F-16 и особенно американских F-15S? Зачем именно F-15S были переброшены недавно для поддержки турецких ВВС в этот район? Ведь F-15S по своим задачам призваны осуществлять противодействие авиации противника, а у ИГ своей авиации нет.
Сам собой напрашивается вывод: главным противником для турецких ВВС и пришедших к ним на подмогу американских F-15S в этом регионе может быть только авиация Сирии и Россия. И турецкие ВВС, уничтожая наш Су-24, действовали против него именно как против неприятеля, несмотря на то что Турция входит в коалицию с США по борьбе с терроризмом, с которой Россия подписала соглашение о предотвращении инцидентов в воздухе.
Более того, пока выясняли обстоятельства гибели российского Су-24, правозащитники из Сирийского центра мониторинга прав человека сообщили агентству Reuters, что в провинции Латакия, недалеко от контролируемой правительством Сирии территории, противотанковой ракетой сбит еще и российский вертолет. Возможно, это тот самый вертолет, который занимался поиском катапультировавшихся российских летчиков. Однако информация о сбитом вертолете на момент подписания номера официального подтверждения еще не получила.
Мы ведем онлайн-трансляцию событий вокруг сбитого у сирийской границы Су-24.