С чего все началось? Альфред Кох решил покинуть Россия и окончательно перебраться в Германия — причины легко понять, почитав его оппозиционные выпады в адрес руководства страны в Facebook. В одну из поездок он вывозил и культурный багаж — ни много ни мало 110 кг! В распоряжении «МК» имеется акт таможенного досмотра, произведенного в аэропорту «Шереметьево» (терминал D) в вечер вылета бывшего вице-премьера — 22 ноября 2013 года в 20.00. Из него следует, что Кох пытался вывезти статуэтку мужчины с мечом, конфетницу из прозрачного стекла на подставке, датированную 30 августа 1909 г., четыре из пяти томов книги «Великая реформа 19 февраля 1861–1911» и картину в деревянном подрамнике без названия. Больше всего таможенников заинтересовала как раз картина, подписанная знаменитым художником, одним из родоначальников ленинианы, Исааком Бродским, — сюжет, изображающий морской прибой и каменную пристань, датирован 1911 годом. Оно и понятно — российские законы строго-настрого запрещают вывозить произведения старше ста лет, представляющие художественную ценность. А тут — сам Бродский, хоть и не поэт.
На Коха завели уголовное дело по статье 226.1 УК РФ: «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза… культурных ценностей в крупном размере» (от 3 до 7 лет лишения свободы). Естественно, главное было — установить, действительно ли Бродского пытался вывезти Кох, и определить, насколько он ценен. Ведь сам Кох сразу заявил: это картина неизвестного художника, стоит копейки. Работу направили на экспертизу в Центр Грабаря. Там провели всестороннее исследование — стилистическое, технологическое, рентгенографическое, фото (общего вида и фрагментов), справочной литературы — и вынесли вердикт: автор — неизвестный художник, картина написана в конце ХIХ — начале ХХ в. Экспертное заключение искусствоведов Вигасиной и Геращенко имеется в распоряжении «МК». Что странно: в заключении специалисты пишут, что стоимость работы старше 100 лет — не менее 200 тысяч рублей. При всем уважении к экспертам Центра Грабаря, они не могут навешивать ценник на картину — это делают только аккредитованные оценщики. Впрочем, может, в нашем распоряжении оказался черновик экспертизы, ведь на нем нет печати и подписей? Если в заверенном варианте не указана стоимость, то все вроде бы в порядке. Но зачем вообще было ее указывать даже в черновике? Почему так важна цена картины н/х?
Дело в том, что в ст. 226.1 УК РФ есть пояснение о том, что считать крупным размером культурных ценностей. В 4-м примечании к статье указывается, что это стоимость, превышающая сто тысяч рублей. Тогда виновного можно посадить на срок до 7 лет и оштрафовать на 1 млн рублей. Если же стоимость произведения ниже, можно отделаться административным наказанием.
Мы спросили у Владимира Богданова, главного редактора портала об инвестициях в искусство ARTinvestment.ru, о ценах на работы неизвестных художников, и вот что он сказал: «Вещь без перспективы установления авторства сегодня на аукционе дороже $500 можно продать только чудом. Но если есть перспективы установления авторства и вещь хорошая, то может быть дороже — до $30 тыс.». То есть профессиональный оценщик может не согласиться с выводами о стоимости экспертов Центра Грабаря и назначить цену ниже той, что делает из картины предмет уголовного дела, а не административного.
А теперь самое интересное — насчет того, откуда картина взялась у Коха. Это было в конце 90-х. Он, очевидно, думал, что приобретает самого настоящего Бродского. Предприниматель купил работу у Айдан Салаховой. Она выступила посредником галереи «Старые годы», которой владеет Виктор Шпенглер. К пейзажу прилагалось заключение, в котором зав. отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова (ныне на пенсии), писала: «По художественному качеству и как бесспорная работа И.И.Бродского пейзаж «Вечерняя заря. У берегов Италия» представляет музейный интерес». Заключение, сделанное в 1999 году, во времена, когда музеи еще работали с частными клиентами, как теперь ясно, либо случайная ошибка, либо проплаченная. Кому она выгодна — понятно. Наверняка Кох заплатил за картину приличную сумму, а когда распознал обман, просто решил не поднимать шумиху, как и большинство коллекционеров, попавших впросак. Мог ли он тогда подумать, что этот обман сыграет с ним такую злую шутку?.. Понятно, что спустя годы Третьяковка подтвердила свой вердикт. Если бы музей этого не сделал, то признал бы старую ошибку.
Ну а что дальше? Чем грозит экс-вице-премьеру объявление в федеральный розыск? Об этом мы спросили у юриста Никиты Семенова, в прошлом — следователя, прославившегося расследованием дела нечистых на руку антикваров Преображенских.
— Когда человек приобретает статус обвиняемого и ему не могут предъявить обвинение лично, то он может быть объявлен в розыск — сначала в федеральный, потом в международный. Германия не будет выдавать его, если посчитает, что обвинение против него необоснованно или имеет политический характер. Есть общий принцип — не выдавать своих граждан, а у Коха, по-моему, есть немецкий паспорт.
— Почему дело сопровождает ФСБ — раньше служба делами о культурных ценностях занималась крайне редко? Это говорит о том, что здесь замешена политика?
— Одни и те же люди ведут два дела о контрабанде — Альфреда Коха и Сергея Степанова. Причем дело Степанова уже передано в суд. И что интересно, экспертиза, проведенная следствием, указывает, что Степанов провозил работы неизвестных художников. За исключением Серова, которого он ввез в январе прошлого года, а значит, по закону имел полное право вывезти. Несмотря на экспертизу, следствие пишет в обвинении, что это не н/х. По-моему, это нонсенс.
— Кажется, у Степанова и Коха не только общие оперативники, но один и тот же адвокат?
— Первоначально так и было. И, возможно, оперативники из-за этого решили, что между двумя историями существует какая-то связь. Степанов давно поменял защитника. Мне кажется, что дело Коха носит политический оттенок, а дело Степанова связано с переделом влияния на антикварном рынке. Ликвидирован отдел на Петровке и в МВД, который занимался антикварными преступлениями. ФСБ, очевидно, пытается сейчас влиять на арт-рынок изнутри, оказывать давление на экспертов и галеристов.