Всю ночь мы вели онлайн-трансляцию событий в Париже. Ясной картины произошедшего до сих пор нет. Однако восстановить канву трагедии по сообщениям из разных источников и свидетельствам очевидцев возможно.
Стадион
В 21:00 на расположенном в Сен-Дени Stade de France начинается футбольный матч. В президентской ложе сидит Франсуа Олланд. Не проходит и двадцати минут со вброса мяча на поле, как слышатся громкие хлопки — это взрывы. Они происходят с интервалом в 10-20 минут: 21:20, 21:30, 21:53.
Видео по теме "Теракты в Париже: взрыв возле стадиона «Стад де Франс»"
Матч прерывается, футболисты замирают в недоумении. Зрители спускаются с трибун на поле, потом начинают бежать к выходам.
Президента Франции экстренно эвакуируют со стадиона. Его служба безопасности сообщила: это теракт.
Для остальных на Stade de France делают объявление: стадион пока покидать нельзя. Взрывы раздались снаружи.
Как станет известно позже, их устроили три террориста. По одним данным, они активировали пояса смертников, по другим — двое взорвали пояса, один — гранату. Очевидно, что целью убийц было как можно большее количество жертв, включая французского президента. Почему все произошло снаружи — не известно. Вероятно, план смертников был чем-то нарушен.
Очевидец показывает журналистам свой разбитый телефон: говорит, в него полетел осколок. Мужчина ранен в живот и ногу. По неподтвержденным данным, у стадиона были ранены 50 человек.
Видео по теме "Теракты в Париже: место взрыва у стадиона. Снято очевидцем"
Наконец зрителям разрешают покинуть стадион. Что совершен теракт, уже знают все — выходя, французы хором поют «Марсельезу».
Трибуны и помещения стадиона обследуют саперы с собаками — взрывчатку они не нашли.
Сборная Германии сможет уехать со стадиона только в 2:30 по местному времени — ее вывезли с максимальными предосторожностями (раньше, до матча, вроде бы немецких футболистов эвакуировали из отеля из-за сообщения о бомбе, тревога оказалась ложной). Но до того, как немцы покинут стадион, происходят другие террористические атаки.
Кровавый путь
Практически одновременно с известием о взрывах приходит страшная новость: в ресторане «Маленькая Камбоджа» и баре «Carillon” неизвестные открыли стрельбу. Ресторан и бар находятся рядом, в X округе Парижа на улице Aliber. 12 трупов.
Если посмотреть на карту (данные о жертвах, обозначенные на ней, уточняются), то видно: террористы движутся с севера Парижа на северо-восток.
Потом пальба начинается в пиццерии Lа Casa Nostra на улице de la Fontaine au Roi – 5 жертв.
Дальше — бульвар Voltaire. Террорист взрывается вместе с поясом смертника. Других жертв нет.
Следующей точкой атаки стал бар “La Belle Equipe” на улице Charonne. Расстреляны 19 человек.
Девушка, с отрешенным видом сидящая на тротуаре рассказывает то же, что и другие очевидцы расстрелов в ресторанах. Террористов было несколько. Они вооружены автоматами — кажется, Калашникова. Кто-то в масках, кто-то без. Все молодые. Просто начали стрелять по людям.
Видео по теме "Теракты в Париже: пассажиры чуть не стали жертвами атаки"
Кровь, трупы, десятки раненых.
Президент Олланд собирает экстренное совещание правительства и силовиков. В полночь по местному времени (2 ночи по Москве) он объявляет о введении во Франция чрезвычайного положения, закрытии границ (потом уточнят, что речи о закрытии нет — идет усиление контроля) и введении в Париж Армия. Выступают Путин и Обама.
Батаклан
Между тем в здании театра Bataclan развивается самая жуткая часть трагедии. В 19:30 по местному времени (21:30 Мск) там начинает свое выступление забавная музыкальная группа Eagles of Death Metal, приехавшая на гастроли в Европу из Калифорнии. Зал — танцевальный партер и балконы - заполняют сотни зрителей.
Около 22 часов, как расскажут очевидцы, в зал врываются террористы. Одни говорят, что их было шестеро, другие — что меньше. С криками «Это вам за Сирия» и «Расплатитесь за ошибки своего президента» они открывают автоматную стрельбу. Им не нужны переговоры.
Люди падают на пол — раненые, мертвые, притворяющиеся мертвыми. Те, кто ближе к дверям, успевает убежать: кто на крышу, где просидит еще два часа, кто-то в служебное помещение, кто-то выбегает прямо на улицу.
Цитируем свидетельства очевидцев.
«Стреляли из задней части зала. Автоматные очереди. Сначала никто не понял, что происходит — музыка гремела. Наступило замешательство, потом люди бросились на пол. Я заметил двоих террористов — в зале и на балконе. Они все стреляли, потом тишина, и — взрывы. Я лежал на полу. Услышал, что кто-то кричит, чтобы все шли за ним, он открыл левую дверь из зала. Мы пошли. Посмотрел на часы — было около 22:30».
«Я был на балконе. При выстрелах мы попадали на пол в ложе. Появились полицейские, они нас вывели наружу. Выстрелы в зале все время продолжались».
«Музыка играла громко, я услышал звук — будто взрывается петарда. Увидел парня в кепке, он шел от двери и стрелял. Люди стали падать на пол. Рядом со мной были убитые. Я побежал к запасному выходу и оказался на улице. Мы забежали в кафе напротив и забаррикадировали дверь».
А это рассказывает турок, который впервые приехал в Париж и решил посмотреть концерт: «Когда началась стрельба, я подумал, это шоу. Потом увидел - женщине рядом попала пуля в глаз. Террористы стреляли по лежащим. Я тоже лежал на полу, мне зажало ноги чьим-то телом. Я смог вытащить ступни из ботинок и ринулся к лестнице — дверь была прямо напротив. Со мной бежали еще трое, раненых».
Видео по теме "Теракты в Париже: полицейские работают на месте захвата заложников"
“Убийцы появились через полчаса после начала концерта. Они убили всех, кто был в баре. Потом началось движение в зале — это было как ветер в поле пшеницы, люди валились волнами, убитые, раненые и живые. Хоть мы ни разу не были на войне, сразу поняли: надо спасаться. Один храбрый мужик рядом сказал, чтобы мы бежали за ним — мы ему обязаны жизнью. Двое из нас оказались на крыше, один — в комнате, где дождался Полиция. Мы два часа ждали на крыше, нас там было человек пятьдесят, чувствовали себя, как крысы в крысоловке — а внизу все стреляли и стреляли».
Даниэль Псенни, журналист Le Monde: “Я работал дома, по телевизору крутился детектив. Подумал, что стреляют в фильме. Но уж слишком сильно стало грохотать. Смотрю в окно — а живу я на третьем этаже, окна выходят на служебный вход Батаклана — и вижу, оттуда бежит толпа, люди падают на тротуар, все в крови. В окне Батаклана — женщина, на лице ужас. Я подумал про 11 сентября...
Я спустился, чтобы открыть дверь в подъезд и впустить людей. Увидел лежащего мужчину. Вместе с каким-то прохожим мы стали его тянуть внутрь, и тут мне в левую руку попала пуля. Думаю, стреляли из окна Батаклана.
Мы поднялись к соседям на пятый этаж. Мужчина, которого мы втащили, оказался американцем. Он получил пулю в ногу. Его рвало, трясло в ознобе, мы думали — он умирает. Позвонили спасателям, но они не могли нас эвакуировать.
Тогда я позвонил знакомому врачу, она объяснила, как сделать шину и перевязку. Нас отвезли в больницу после того, как штурм закончился».
Траур
Приблизительно в 0:20 начинается штурм Батаклана. Как он проходил — не слишком понятно. Судя по свидетельствам зрителей, полицейские появились в зале еще до «официального» начала штурма, людей эвакуировали и по приставным лестницам.
Французские СМИ написали: трое смертников взорвали себя в зале, еще один был убит.
При штурме погибают четверо силовиков. Не менее ста зрителей. Десятки раненых.
Общее количество жертв пока не названо. Говорят — от 120 до 150 человек. Раненые продолжают умирать в больницах.
Родственники тех, кто был на концерте в Батаклане, в том числе американских музыкантов, просят хоть кого-нибудь сообщить в соцсетях — что с их родными. Списков погибших до сих пор нет.
Личности террористов не установлены. Сколько их было всего, сколькие скрылись — данных нет. Семеро подорвались, один убит.
Ночью в Париже многие оказались без ночлега: улицы перекрыты, метро не работает. Парижане устроили в соцсетях акцию «открытая дверь»: приглашали к себе переночевать тех, кто оказался без крова.
В городе на сегодня закрыли все публичные учреждения, от школ до библиотек, запретили любые митинги.
Ответственность за теракт взяло на себя ИГИЛ (запрещено в России).
Они хотели устроить Франции «свое 11 сентября». Устроили.
Мир в трауре.
Олланд не летит на G20 в Турцию.
Он провел переговоры с Обамой — тот обещал оказать всю возможную помощь.
С января, после прошлых терактов, вся полиция Франции, все спецслужбы, армия работают по планам Vigipirate и Sentinelle — суперантитеррористическим, круглые сутки режим постоянной готовности.
И это не помогло.
ИМ не нужны переговоры. ИМ нужно убивать.
Очень страшно. За Францию. За Россию.
За весь мир.