За это время эффективность наших ВКС была доказана не раз. “МК” решил разобраться, чем же Россия воюет в Сирии.
На аэродроме «Хмеймим» возле сирийской Латакии в короткий срок была создана смешанная группа Воздушно-космических сил Россия (ВКС), в ее состав вошло более 50 самолетов и вертолетов. Это 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые — Ми-8.
Авиабаза «Хмеймим» оснащена всем необходимым для комфортного пребывания персонала: жилые блоки, кухня, склады питания, ГСМ и боеприпасов, технические службы. База полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из России. При этом местные власти оказывают активное содействие в обеспечении продовольствием — фруктами и овощами.
Базу охраняют батальонная тактическая группа морской пехоты Черноморского флота ВМС РФ со средствами усиления, а также подразделения спецназа. С моря базу прикрывают корабли ВМС РФ во главе с ракетным крейсером «Москва», боевые вертолеты Ми-24 осуществляют патрулирование ближнего периметра на малых высотах.
Работа боевой авиации планируется на данных воздушной разведки и только после уточнения всех сведений, получаемых от штаба Сирийской Армия. Российская группировка активно применяет над Сирией собственные средства космической и воздушной разведки, широко использует беспилотные летательные аппараты (о чем мы можем судить по видеозаписям бомбардировок, регулярно представляемым Министерство обороны РФ).
Официально модели беспилотников не называются, но, судя по опубликованным еще в июле фотографиям, это беспилотники «Орлан-10» и «Элерон-3СВ».
Российские самолеты наносят точечные удары по целям с высоты более 5000 метров, это позволяет избежать поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (типа «Стингер» или «Игла»), которые в изобилии присутствуют у противоборствующей стороны. Бортовое прицельно-навигационное оборудование российских самолетов позволяет обеспечить попадание по любым наземным объектам с высокой точностью.
Используемая техника
Состав российской авиагруппировки представлен в Сирия как еще старыми советскими и многократно модернизированными самолетами Су-25 и Су-24, уже имеющими опыт боевого применения, так и новыми машинами, что является нормальным для комплектации мобильных группировок любых армий мира, включая США.
Например, современным тяжелым многоцелевым истребителем Су-30СМ — переработанным вариантом Су-30, — перешагнувшим планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.
Кроме того, это новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34, которые пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.
Среди российской воздушной техники, которая помогает Сирии бороться с «Исламским государством», представлены не только самолеты, но и вертолеты. Они используются для охраны аэродрома авиабазы «Хмеймим», поисково-спасательных работ и разведки.
В частности, в Сирии задействованы ударные вертолеты Ми-24. Их используют для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома. Ми-24 вооружены авиационными ракетами и 30-миллиметровой пушкой.
Ми-24 поднимаются на высоту до 4,5 километра и способны развить скорость до 300 километров в час. Кроме того, эти вертолеты могут летать и на предельно малых высотах — 5–10 метров над ровной поверхностью.
Экипажи вертолетов имеют возможность совершать вылеты в темное время суток благодаря очкам ночного видения.
Кроме того, на территории авиабазы размещены транспортно-боевые вертолеты Ми-8АМТШ. Это наиболее современная модификация известного вертолета Ми-8.
Точное количество вертолетов, задействованных в Сирии, не называется.
Су-25СМ «Грач»
Старый советский бронированный дозвуковой штурмовик, прозванный «расческой» за характерные очертания подкрыльевых пилонов для подвески боеприпасов.
Предназначен для непосредственной поддержки войск во фронтовой полосе днем и ночью в любых погодных условиях. Впервые поднялся в воздух в 1975 году, активно эксплуатируется с 1981 года и успел принять участие во всех конфликтах за этот период: война в Афганистан, обе чеченские войны, конфликт в Южной Осетии, а также за рубежом (Ирано-иракская война, война в Персидском заливе, Вторая конголезская война).
Су-25СМ, применяемые в Сирии, — это доработанный вариант старого Су-25 с обновленной авионикой.
Су-24М2 «Чемодан»
Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина последние новости).
Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.
Су-34 «Утенок»
Современный многофункциональный двухместный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) поколения «4++», предназначенный для нанесения высокоточных ударов, в том числе и с использованием ядерного оружия. Первые самолеты поступили на вооружение в 2006 году. Сейчас он считается основным ударным самолетом Воздушно-космических сил России. Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утенок» из-за носовой части самолета, напоминающего клюв утки.
Впервые Су-34 применили во время войны в Южной Осетии, где он обеспечивал действия ударной авиации, подавляя грузинские ПВО.
Мощное бронирование обеспечивает Су-34 высокую боевую живучесть при полетах на малой высоте над территорией противника, насыщенной средствами ПВО. Некоторые элементы Су-34 выполнены с учетом технологии Stealth с применением радиопоглощающих покрытий и материалов. Это позволило сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E.
Су-30СМ
Двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4+». Был создан на основе учебно-боевого Су-27 в 1989 году. Решает задачи обеспечения господства в воздухе, перехвата и уничтожения самолетов противника, прикрытия бомбардировщиков и самостоятельного уничтожения наземных и надводных целей. Способен вести боевые действия на большой дальности полета и нести большой боезапас.
Модернизированная версия Су-30СМ, используемая в Сирии, совершила свой первый полет в 2012 году. По сравнению со своим предшественником Су-30СМ оснащен более совершенными системами авионики и навигации, способен нести расширенный состав современного вооружения всех классов. Его боевая эффективность значительно улучшена по сравнению с предыдущими моделями.
По результатам опроса авторитетного британского журнала Flight, Су-30 был признан лучшим истребителем, обойдя американские F-22 и F-15.
Вооружение, используемое авиагруппировкой ВКС в Сирии
Российские ВКС применяют в Сирии широкую номенклатуру боеприпасов. Каждый тип ракеты или бомбы отвечает узкоспециализированным задачам. Так же как и с техникой, среди этих боеприпасов присутствуют как современные высокоточные и корректируемые средства поражения, так и неуправляемые бомбы.
ФАБ-500
Масса: 500 кг/213 кг ВВ. Круговое вероятное отклонение: от 30 до 150 м. Неуправляемая универсальная фугасная авиационная бомба. Широко применяется для поражения различных целей: военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника. Гарантированная зона поражения для ФАБ-500 — 50 метров, контузии и ранения причиняются живой силе на расстоянии до 150 метров от эпицентра взрыва. Вероятно, в Сирии применяются и фугасные бомбы большего калибра (ФАБ-1000 и ФАБ-1500).
ОФАБ-250-270
Масса: 266 кг/94 кг ВВ. Круговое вероятное отклонение: от 30 до 150 м. Неуправляемая осколочно-фугасная авиационная бомба предназначена для поражения живой силы противника, объектов вооружения и военной техники. Производятся с 60-х годов с небольшими модернизациями, на складах их скопилось огромное количество. Представляет собой обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением взрывчатого вещества — около 30–35% — и специальными средствами организованного дробления корпуса такими, как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек. Гарантированная зона поражения для ОФАБ-250 — около 30 метров, зона поражения живой силы за счет ударной волны и осколков гораздо выше — до 150–200 метров.
БЕТАБ-500ШП (штурмовая, с реактивным ускорителем)
Масса: 424 кг/350 кг ВВ. Круговое вероятное отклонение: от 15 до 50 м. Бетонобойная бомба предназначена для эффективного поражения железобетонных укрытий (бункеров) и взлетно-посадочных полос. Корпус выполнен более прочным, с утолщенной головной частью. Может пробивать перекрытие толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности образует воронку диаметром 4,5 м. Применяется с любых (в том числе и малых) высот. Бомба за счет парашюта наклоняется до 60°, парашют отстегивается и включается реактивный ускоритель. В одной бомбе БЕТАБ-500 находится 12 ударных блоков.
КАБ-500С
Масса: 560 кг/195 кг ВВ. Круговое вероятное отклонение: 4–7 м. Фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба относится к высокоточному оружию с принципом «сбросил—забыл», предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде.
В отличие от зарубежных аналогов основная модель КАБ построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности по телевизионной головке. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры на местности, чтобы знать свои точные координаты, и наводится на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной в условиях применения современных средств радиоэлектронной борьбы, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены.
Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий, поэтому при плохой погоде применяется модель КАБ-500С, использующая ГЛОНАСС-навигацию (именно такие применяют в Сирии) или же КАБ-500Л с системой наведения по лазерному лучу, который может позиционироваться на цели подразделениями спецназа с земли.
Стоимость одной такой бомбы — около 3 миллионов рублей. Помимо бомб калибра 500 кг ВКС России также применяют в Сирии и «старших товарищей» «пятисотки» — полуторатонные КАБы, которые способны проникать в грунт на глубину до 20 метров.
КАБ-250С, или ЛГ
Масса: 250 кг/127 кг ВВ. Круговое вероятное отклонение: 4–7 м. Самая компактная в своем классе корректируемая авиабомба, которая была впервые продемонстрирована публике лишь в 2011 году. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Бомба разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения (Т-50, ПАК ФА), причем для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения, именно поэтому она имеет характерную вытянутую форму.
Х-29Л
Масса: 660 кг/116 кг ВВ. Дальность полета: 8–10 км. Круговое вероятное отклонение: 3,5–4 м. Ракета класса «воздух—поверхность», обладающая повышенными поражающими факторами фугасного и осколочного действия, предназначена для поражения объектов, техники и живой силы противника. Оснащена лазерной головкой самонаведения: цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели.
Изображение, пойманное головкой самонаведения ракеты, транслируется на телевизионный экран в кабине пилота. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств. Стоимость ракеты около 500 тысяч рублей.
Х-25МЛ
Масса: 300 кг/90 кг ВВ. Дальность полета: 8–10 км. Круговое вероятное отклонение: 5–10 м. Ракета класса «воздух—поверхность» предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Наведение на цель проводится с помощью полуактивной лазерной головки самонаведения. Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и головки самонаведения ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча подсвета на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Это старая проверенная ракета, уступающая по мощности Х-29Л.
РБК-500 СПБЭ
Масса: 500 кг/15 элементов по 14,5 кг. Круговое вероятное отклонение: от 1 до 3 м. Разовая бомбовая кассета снаряжена 15 полностью автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения современных танков и другой бронетехники в сложных условиях естественных и искусственных помех. Эффективна против скопления боевой техники. После выброса поражающих элементов из РБК-500 они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК-координатора составляет 30°, он сканирует зону цели со скоростью 6–9 об/мин.
После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение цели. Медная болванка диаметром 173 мм и весом 1 кг разгоняется до скорости 2000 м/с и способна пробить до 70 мм брони, удар наносится в относительно слабо бронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений).