— Смысл в декларациях есть, просто не стоит его преувеличивать, — сказал «МК» профессор Высшей школы экономики Игорь НИКОЛАЕВ. — Жизнь доказывает, что этот документ не демонстрирует истинных доходов. Декларируется только то, что можно проверить. Если есть какие-то деньги, которые «засвечены», а ты их не указал, то ты виноват. Хотя чаще всего — это просто чисто техническая ошибка, а не злой умысел. Что-то не проследил или забыл, фискальные органы это заметили и наказали. А деньги в конвертах кто будет декларировать и кто может проверить? Поэтому наказывают за формальные ошибки, а реальную коррупцию декларации не обнаруживают. Декларации о доходах пускай будут, это делает чиновничество более открытым для общественного контроля, но реальная коррупция декларациями не вскрывается, и требуются иные способы проверки доходов чиновников.
Не возражает против деклараций и депутат , бывший министр труда и социального развития Оксана ДМИТРИЕВА:
— Декларации дисциплинируют чиновника, заставляют лишний раз подумать о своем финансовом поведении, оказывают отрезвляющее влияние, и в этом уже есть плюс. Они дают возможность обществу узнать о том, сколько чиновник зарабатывает, чем владеет. Естественно, в самой декларации никто не напишет: «Я — вор». Но если ее начнет проверять профессиональный человек, то ему сразу становится очень многое понятно. Да, Иванов сказал, что декларации двух губернаторов-коррупционеров абсолютно чисты. Но тем не менее их задержали. И я не исключаю, что «чистые декларации», которые контрастировали с грязными расходами, стали одним из поводов для этого.
Но профессионалов на проверку декларации каждого чиновника не хватает, поэтому к проверкам должно подключаться общество. Для этого их и публикуют в открытом доступе.
Декларация — не волшебная палочка, которая взмахом остановит коррупцию. Но это возможность для наблюдателей сопоставить заявленные доходы чиновника с его образом жизни.
— Практику декларирования доходов нужно только расширять, — так думает председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Евгений ТУНИК. — Вообще-то Конституция не позволяет разбивать граждан страны на сорта. Поэтому если декларацию подают чиновники, то это должны делать и все остальные граждане страны без исключения. Это нормальная практика цивилизованных стран, таких как Швеция, Норвегия, Канада... Другое дело, что чиновник должен отчитываться не только о доходах и имуществе, но и о расходах. В разных странах это делается по-разному. Где-то о расходах (своих и членов семьи) отчитываются все чиновники без исключения, где-то — только те, кого об этом попросило общество. Существует конвенция ООН о «презумпции виновности чиновника», согласно которой он обязан доложить, откуда взял деньги на ту или иную покупку, если его попросит об этом любой гражданин. В Россия пока эта статья не ратифицирована и нет даже последнего варианта.
— Во сколько государству обходится проверка деклараций чиновников?
— Дополнительных расходов бюджета на это нет. Фискальные органы все умеют проверять очень быстро, их сотрудники имеют фиксированный оклад, так что государство за проверку декларации от лишнего депутата ничего не доплачивает. А если мы введем штрафы за недостоверные сведения в декларациях, например — в 200% от незадекларированной суммы, то будет и доход в бюджет. Лучше наказывать чиновника рублем, чем увольнением, как это делается сегодня.
Доходы спрятать легко, а новую шубу жены ты никак не спрячешь. Поэтому следует просто ввести декларацию о расходах.