Ранее, в 2011 году, став главой «Аль-Каиды», аз-Завахири уже выразил поддержку так называемой «арабской весне», а в 2012 году, по следам скандала с трейлером к мифическому фильму «Невинность мусульман», также призывал единоверцев по всему миру объединятся в борьбе с США.
Однако, «успех» ИГ на территории Сирия и Ирак в 2014 году в одночасье оставил на задворках мировых новостей «Аль-Каиду» и ее нового лидера. Виной тому, как принято считать, не только масштабы деятельности «Исламского государства», но и отсутствие у аз-Завахири харизмы его предшественника — убитого в 2011 году Усамы бен Ладена. Более того, по мнению некоторых аналитиков, глава ИГ аль-Багдади гораздо влиятельнее даже покойного «террориста №1»: «На данный момент фигура Абу Бакра аль-Багдади очень значима и, полагаю, даже более харизматична, чем Усама бен Ладен», – отмечал в этой связи в беседе с «МК» эксперт Центра изучения современного Афганистан Андрей Серенко.
Причины конфликта группировок — банальное соперничество, отмечают востоковеды. Идеологически джихадисты не слишком отличаются друг от друга, хотя ИГ, в отличие от многих, видит своей задачей построение глобального, а не регионального халифата, в то время как «Аль-Каида» «дробит» свою деятельность по отдельным странам. Как известно, даже корни «Исламского государства» - в иракском отделении группировки.
В октябре ИГ уже объявило о джихаде против России, однако эксперты, не отрицая реально исходящей от террористов опасности, отметили, что чего-то из ряда вон выходящего в этом шаге нет.
Заявление аз-Завахири, считает президент Института Ближнего Востока Евгений САТАНОВСКИЙ, тоже ситуацию коренным образом не изменит: «Об объединении группировок речь не идет — смысл в том, чтобы джихадисты перестали убивать друг друга и начали воевать со своими общими противниками, в частности, с Россия. А нам, в общем-то, какая разница? У нас есть достаточно давняя, еще с Афганистана, ситуация войны с террористами. Это те самые люди, которые воевали с нами вне зависимости от того, как их назвали: «Аль-Каида», ИГ, «Фронт ан-Нусра», – причем, по их инициативе. Вдруг случилось так, что начальство приняло удивительное для них решение — их начали бомбить. На сегодня до трети боевиков, сидящих в Сирии, либо дезертировали с полей и огородов этой страны, либо выведены за пределы мест, где их бомбят, не спрашивая их мнения – чего не было у западной коалиции, где есть и Катар, и Турция, и другие страны, которые этих самых террористов прислали. Эти группировки активно воюют друг с другом за власть, за деньги, ИГ с «Аль-Каидой» - подчас из-за мести, после того, как заместитель аль-Багдади наладил свои связи с аз-Завахири. Они уже переставали враждовать — весной, когда была договоренность Турции, Саудовской Аравии и Катара, которые развели группировки по разным сторонам фронта. И это дало неплохие для них результаты, но тут прилетели русские. Ну а если они сейчас пойдут все вместе стройными рядами, то нам же лучше — кто не спрятался, мы не виноваты. Для нас разницы нет, неужели кто-то тешит себя надеждой, что некая группировка будет вести себя хорошо? Такими мыслями только Израиль, маясь с ХАМАС, страдает, за что его руководство ветераны справедливо критикуют».