"Большой" Совбез, в который, помимо силовиков, входят руководители министерств и главы обеих палат парламента, собирается несколько раз в год, чтобы обсудить основные вызовы, стоящие перед страной. На этот раз заседание оказалось посвящено угрозам, менее осязаемым, чем боевики ИГИЛ или расширение НАТО, но не менее опасным потенциально. Каждый завод, где производятся или используются вредные вещества, может стать очагом техногенной катастрофы. А каждый заболевший вирусным заболеванием - заразить еще десятки, если не сотни человек. Владимир Путин в этой связи припомнил аварии на атомной станции "Фукусима-1" и на складе токсичных веществ Китай, а также вспышку лихорадки Эбола, унесший жизни 11 тыс.человек.
"Необходимо надежно защитить Россию, наших граждан от подобных угроз, - заявил президент, - Нужно обеспечить безопасность объектов ядерной энергетики и предприятий, на которых хранятся, производятся или используются опасные материалы, и минимизировать риски попадания в Россия вредоносных инфекций".
ВВП поручил Совбезу провести анализ инструкций, в которых описывается, какие меры следует предпринимать и как вести себя населению в случае возникновения той или иной угрозы, и выяснить, "насколько они отвечают реалиям сегодняшнего дня". Кроме того, уже в ближайшее время начнется инвентаризация индивидуальных средств защиты граждан. "Нужно определить, какие из них морально и технически устарели, и выработать меры по восполнению таких средств за счет современных образцов", - распорядился президент. Он подчеркнул,
что все новые средства защиты должны быть отечественного происхождения. Благо соответствующие технологические мощности у России, год назад вставшей на путь импортозамещения, уже есть.
Чего именно боится Кремль и к каким угрозам нужно готовится россиянам, журналистам пояснил "военный" вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Некоторые сами показывают на себя пальцем: если США открыто проповедуют концепцию молниеносного глобального удара, позволяющего в течение часа свести на нет потенциал любого государства, мы не можем на это не реагировать", - заявил Рогозин, отметив, что реакция на действия "потенциального агрессора" может быть разной. Это и наращивание собственного ядерного потенциала, "чтобы в голову, не не приходили сумасшедшие идеи". И защита граждан, поскольку под молниеносный удар попадут не только военные базы, но также промышленные предприятия и объекты инфраструктруры. "Нужно иметь в голове карту объектов, которые могут распространять радиацию и химические вещества, поскольку последствия попадания в них высокоточного снаряда, сравнимы с применением оружия массового поражения", - пояснил чиновник.
По его словам, система гражданской обороны и запасы средств индивидуальной защиты воссоздаются, чтобы "население могло избежать ущебра". Вместе с тем Рогозин подчеркнул, что концепция молниеносного глобального удара при всей своей агрессивности полностью иллюзорна. "У американских стратегов появилось видение, что они могут добиться победы над ядерной страной в неядерной войне. Глупость все это, этого никогда не будет", - уверен вице-премьер.
Секретарь Совбеза Николай Патрушев в свою очередь разглядел еще одну угрозу, исходящую от США. Это - химическое и биологическое оружие. Согласно прежним договоренностям, Москва и Вашингтон должны были ликвидировать запасы химических вооружений до конца 2020 года. "Мы свои обязательства выполняем, а вот США намерены закончить ликвидацию только к 2028 году", - посетовал чиновник. При этом американцы, по его данным, инвестировали десятки миллиардов долларов в создание биологического оружия. Число подведомственных США лабораторий за последние годы возросло в двадцать раз, некоторые из них функционируют на территории республик, входящих в СНГ. "С внутренними угрозами России справляться легче, чем с внешними", - резюмировал Патрушев.