Музей Латакии находится почти в центре города. Чтобы попасть сюда, прохожу по узким улочкам, запруженным народом. Торговцы восточными сладостями, продавцы вареной кукурузы, которую здесь едят, наверное, как в России семечки, катят свои тележки. Прямо на тротуаре сидят и просят милостыню женщины, затянутые в чёрные одежды, с грудными детьми на руках.
На подходе к музею вижу огромную очередь, выстроившуюся к зданию по соседству, которая состоит в основном из женщин и детей. Выясняется, что это тоже беженцы, пришедшие за социальной помощью. Схема проста - показываешь специальный штамп в паспорте, который социальные службы ставят тем, кто действительно покинул свои дома, и получаешь пособие.
Сам музей утопает в зелени. Увы, он закрыт. Однако в Латакии есть волшебное словосочетание "сахафи Руссия" (русский журналист), которое, как восточное слово "сезам", может открыть любые двери.
Сторож недолго общается с администрацией, затем кивает, пропуская во дворик. Служитель долго извиняется за то, что не может пустить нас на экспозицию внутрь здания. Туда свозились раритеты из многих музеев, находящихся на линии противостояния правительственных войск и террористов из ИГИЛ, поэтому сейчас там скорее хранилище.
- Недели три назад вывозили экспонаты из Угарита (один из древнейших городов, находящийся в 4 км от Латакии), - поясняет замдиректора музея. - Вообще много откуда к нам привозят.
Как выясняется, несколько недель назад боевики ИГИЛ подошли почти вплотную к Угариту, их позиции были всего в 7–8 километрах. Он подвергался обстрелу из артиллерии и миномётов, поэтому было принято решение спасти хотя бы то, что возможно. С появлением российской базы в Латакии ситуация успокоилась, но пока перевозить артефакты назад не планируется.
Даже внутренний дворик музея настолько пропитан историей, что невольно переходишь на шепот и с благоговением взираешь на вечные ценности, которые так не любят террористы.
На входе посетителей встречают древние гробницы, чей возраст датируется 2 веком до нашей эры, и мраморные колонны с надписями времён византийской империи. Под сводчатым арочным потолком стоят постаменты, с которых на тебя взирают древние божества, известные со школьной скамьи. Вот Минерва или Афина Паллада. Рядом богиня охоты Артемида, чей бюст, вырезанный в камне, привезли из Угарита, чтобы спасти от войны. А вот - любвеобильный сатир. Чуть поодаль - скульптуры Венеры, Адониса и древнеримского жреца.
Любуясь скульптурами, случайно обращаю внимание на то, что во внутреннем дворике музея несколько человек сосредоточенно машут лопатами, закидывая в тачку землю. Подхожу поближе и понимаю, что здесь ведутся археологические раскопки. Вручную ребята выкопали землю метров на пять вглубь. Взгляду открываются какие-то стены из камня, вросшие в почву. Видно, что работы ещё непочатый край. Пытаюсь выяснить у рабочих, что же они раскапывают. Мне что-то пытаются показать на пальцах, затем один из них хлопает себя по лбу рукой и кричит куда-то в глубину: "Юсуф! Юсуф!". Появляется молодой парень, в джинсах, оранжевой рубашке и бейсболке.
- Здравствуйте, меня зовут Юсуф, - говорит он на русском с сильным акцентом.
Как выясняется, Юсуф учился в России, он историк по образованию, после окончания университета вернулся в Сирия и сейчас на добровольных началах помогает музею проводить археологические раскопки.
Интересуюсь, что именно археологи нашли под землёй.
- Это большая удача, в музее проводились строительные работы, и случайно рабочие наткнулись на каменные блоки, - у парня светятся глаза. - Стали копать глубже и поняли, что обнаружен жилой дом, где-то второго века до нашей эры, скорее всего он принадлежал знатному вельможе. Сейчас только начало работ, даже не представляю, что нас здесь ещё ожидает!
Юсуф объяснил, что на раскопках работают только волонтеры или студенты местного исторического факультета. Работают по выходным или в свободное время. Ребята аккуратно поднимают землю лопатами, затем проходятся по открывшимся из земли каменным блокам щеточкой, сбивая остатки грязи. Так, сантиметр за сантиметром, они раскрывают ещё одну археологическую загадку.
Хочется снять перед этими людьми шляпу. Сохранить такую страсть к историческим раскопкам, когда в нескольких десятках километров от тебя идёт война, когда нелюди пытаются выкорчевывать историю при помощи бульдозеров и взрывчатки, когда толком не знаешь, что будешь делать завтра, да и наступит ли оно вообще это завтра, могут только люди, искренне любящие свою страну, своё дело.
Александр Степанов
МЕЖДУ ТЕМ
В Минобороны России во вторник, 27 октября, подтвердили смерть 19-летнего контрактника на авиабазе «Хмеймим» в Сирии. По данным военного ведомства, Вадим Костенко проходил службу в качестве технического специалиста и «покончил с собой во время отдыха после дежурства». «По предварительной информации, полученной в том числе на основе анализа СМС-сообщений в его телефоне, причиной гибели военнослужащего-контрактника стал разлад в личных отношениях с девушкой», — сообщили в Минобороны.
Семье Костенко сообщили о его гибели 25 октября. В настоящее время тело контрактника находится в Моздоке (Северная Осетия).
Дарья Федотова