Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил в начале октября, что он будет приветствовать возможную военно-воздушную операцию России в своей стране после того, как Москва объявила о начале военной кампании против «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ) на территории Сирии. Однако во время своего иракского визита генерал Данфорд предупредил премьера, чтобы тот не запрашивал Россия об операции. «Я сказал, это очень усложнит нашу работу по оказанию какой-либо необходимой помощи, если русские будут проводить здесь операцию, – цитирует Reuters слова военачальника, который рассказал о переговорах с аль-Абади и иракским министром обороны Халедом ль-Обейди. – Они ответили мне: «Конечно». Сейчас нет никакого запроса о российской помощи, и иракцы не рассматривают ее».
Опрошенный «МК» эксперт считает, что такой расклад – в интересах властей Ирака. «Там нет необходимости в наших ударах, – заявил «МК» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Иванов. – В Ираке, в отличие от Сирия, обстановка немного другая. В Сирии была ситуация, когда режим президента Башар Асад оказался в очень тяжелом положении, если говорить прямо – на грани краха. Тот небольшой район, который он удерживал, и сам Дамаск были под угрозой захвата исламистами. Ирак же практически расколот на три части. Северная часть – это практически самостоятельный Курдистан, Юг и Багдад – контролируются шиитской милицией. Как таковая иракская Армия находится в стадии начального формирования. Поэтому бомбить там особо некого. Восемь суннитских провинций восстали, прежде чем туда вошло ИГ, и встретили его как освободителя. Кого бомбить – суннитские провинции? Или выискивать среди них какие-то цели?»
Многие политики и эксперты обвиняют проамериканскую коалицию в неэффективных ударах по позициям ИГ в Ираке. «Эта коалиция из 60 государств действует так осторожно, – поясняет «МК» Станислав Иванов, – поскольку в Ираке, в отличие от Сирии, проблема не столько в ИГ, а сколько во внутренней гражданской войне – между суннитами и шиитами. Сначала надо разобраться самим иракцам – жить со слабым и разложившимся коррумпированным Правительство РФм в Багдаде или создавать какое-то коалиционное правительство, приглашать суннитов, налаживать отношения с курдами. Сейчас политическая обстановка в Ираке не позволяет вмешиваться еще одной коалиции. Не секрет, кстати, что если мы предпримем какую-то операцию в Ираке, то монархии Персидского залива жестко отреагируют. Они очень ревниво относятся к Багдаду. Другое дело, что Тегеран считает и свое влияние там относительно высоким, но это уже региональные проблемы. Впутываться в этот клубок противоречий России сейчас просто тактически да и стратегически невыгодно…. Придется согласовывать новые цели, объекты, коридоры и т.д. Самолеты и снаряды могут легко столкнуться. Тех сил, которые сейчас действуют в Ираке, вполне достаточно».