Валдайский клуб, похоже, пора переименовывать в Сочинский: второй год подряд российские и иностранные эксперты собираются на итоговое заседание поближе к Черному морю и любимой резиденции Владимир Путин. За 12 лет существования площадки российский президент ни разу не пропускал дискуссию: скорее наоборот, трудные времена, по всей видимости, только раззадоривают основного докладчика.
В 2008 году Валдайский клуб собирался через месяц после российско-грузинского конфликта, в 2014-м - в разгар боевых действий на Донбассе, в 2015-м - через день после визита в Россию Башар Асад. Не удивительно, что темой нынешнего заседания стали современные войны: чего ждать от них государствам и людям, а главное - какова вероятность, что локальными конфликты при участии мировых держав перерастут в глобальный конфликт 21 века?
На момент утверждения главную тему планировалось раскрыть в ходе дискуссии вокруг иранской ядерной программы. Еще летом казалось, что это будет главное событие политического сезона-2015. Однако вмешательство Россия в вооруженный конфликт в Сирии внесло очевидные коррективы не только в повестку заседания Валдайского клуба, но и в диспозицию мировых сил. В итоге основные дебаты на форуме развернулись (а делегаты приехали в Сочи еще 19 октября) по трем основным проблемам: ситуация на Ближнем Востоке (а это не только Сирия, но и Ирак, и Ливия, и Афганистан, о котором последнее время особенно много говорят), последствия сделки с Иран и урегулирование кризиса на Украине.
"Мир без войны остается прекрасной, но нереализуемой мечтой, - с грустью констатирует директор по научной работе "Валдайского клуба" Федор Лукьянов, - Задача политиков-реалистов - чтобы война оставалась самым крайним средством".
Судя по количеству участников, тема санкций и изоляции России уже потеряла свою остроту: в Сочи прибыли 90 иностранных экспертов из 30 стран и 40 российских представителей. Еще в прошлом году от участия в сессиях организаторы отсекли "внесистемную" оппозицию, объяснив это отсутствием общественного спроса на протест. В этом - за бортом остались даже умеренные либералы типа Алексей Кудрин и Владислава Иноземцева (впрочем, сам экс-министр финансов признался, что много мотался по миру за последний месяц и нуждается в передышке). Зато в Сочи появилась представительная делегация из Ирана, с руководителем которой - главой меджлиса - у Путина ближе к вечеру была запланирована отдельная встреча.
Из ВИПов в зале можно было увидеть известных политических "пенсионеров" - экс-премьера Франции Доминика Вильпена, бывшего канцлера Австрии Вольфганга Шюсселя, президента Чехии с 2003 по 2013 гг Вацлава Клауса. Это уже, можно сказать, постоянная "группа поддержки". Те же самые люди в этом году присутствовали и на других выступлениях президента, например, на Питерском экономическом форуме.
На "разогреве" у ВВП по традиции выступали представители высшего российского руководства. На сей раз с учетом заявленной тематики это оказались глава кремлевской администрации Сергей Иванов и министр иностранных дел Сергей Лавров . Ждали еще министра обороны - но у Шойгу вполне объяснимо нашлись дела по важнее. Обе встречи проходили за закрытыми для прессы дверями, и экспертов попросили "особо не трепать языком". В прошлом году весь мир облетела сказанная Вячеслав Володин и ретранслированная через соцсети фраза, что "без Путина нет России". Это сильно не понравилось самому президенту, которому специально пришлось объяснять, что он вовсе не мнит себя Людовиком XIV, прославившимся фразой "Государство - это я!".
Сергей Лавров, чтобы избежать недоразумений, после дискуссии с экспертами ушел по-английски. А Сергей Иванов рассказал журналистам, что на этот раз больше спрашивали про Сирию, нежели про Украину. А наибольший интерес предсказуемо вызвал визит Башара Асада и намеченные на пятницу, 23 октября, переговоры главы МИД РФ РФ с госсекретарем США Джон Керри в Вене. "Мы надеемся, что предстоящая встреча будет шагом вперед к созданию широкой международной коалиции для борьбы с ИГИЛ", - сообщил Иванов, уточнив, что Россия надеется на взаимопонимание с американскими и европейскими партнерами, а также ключевыми странами региона - Саудовской Аравией, Турцией, Иорданией и т.д.
Впрочем, США удостоились не только нейтральных комментариев. Директор института стран СНГ Константин Затулин считает, что нынешний кризис дипломатии - это прямое следствие однополярного мира, когда "товарищ волк кушает и никого не слушает". За примерами далеко ходить не надо (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Украина), но тут "товарищ волк" натолкнулся на Россию и обломал себе зубы.
Примерно такую же риторику участники "Валдайского клуба" ждали и от Владимира Путина, однако на момент подписания номера он еще не начал свое выступление (о нем читайте на сайте «МК»). Из опыта предыдущих встреч известно, что президент обычно использует общение с иностранными экспертами для громких политических заявлений. Например, в прошлом году он произнес свою вторую "мюнхенскую речь", обвинив Вашингтон в развале системы глобальной безопасности и диктатуре на международной арене.