20 октября 2015 года исполняется 25 лет со дня Учредительного съезда Движения «Демократическая Россия». Эта дата — хороший повод попытаться осмыслить события того времени, тем более что съезд состоялся как раз в середине процесса мирной демократической революции, которая, по моему мнению, происходила с 1989 по 1991 годы.
Почему я считаю важным для сегодняшней Россия напомнить, что происходило тогда? Потому что вижу огромное разочарование среди тех, кто хочет, чтобы Россия была современным демократическим государством. Часть уходит во внутреннюю эмиграцию, становясь в позу наблюдателя и отказываясь от любой активной деятельности, часть уезжает за границу.
Распространено мнение, что Россия обречена быть под авторитарно-тоталитарным управлением и что все усилия безнадежны. Не осуждая никого, я хочу, чтобы было правильное понимание происходившего четверть века назад. По моему мнению, тот период показал, что россияне без всякого влияния сверху, снизу или сбоку могут объединиться в борьбе за демократию и добиться успеха. По крайней мере, это надо знать и понимать вне зависимости от того, что происходило потом — во второй половине 1990-х годов, и что происходит сейчас.
Начиналось все успешно: мирным способом ликвидирован тоталитарный советский режим, всенародно избран президент, принята демократическая Конституция, проведена судебная реформа — введен суд присяжных, созданы новые органы представительной власти — Советы народных депутатов.
У этой демократической революции было несколько этапов. Предреволюционный период связан с приходом Горбачева в руководство КПСС и объявления им курса перестройки в 1985 году. Активная же фаза мирной революции началась избирательной кампанией и выборами народных депутатов СССР в 1989 году, созданием Межрегиональной депутатской группы (МДГ), ее огромной просветительской работой. Закончилась демократическая революция победой объединенных демократических сил над реваншистами ГКЧП 22 августа 1991 года. Символическим шагом стало провозглашение триколора новым флагом Российской Федерации.
А теперь подробнее, как это происходило.
Процесс развала советской власти происходил стихийно — он не был управляем, это была народная революция. Недовольство, постепенно нарастая, охватило все слои населения, партия это понимала, сложилась классическая предреволюционная ситуация, когда «верхи не могут, низы не хотят».
Тогда тысячи и тысячи людей оказались вовлечены в политические дискуссии. Они смогли выбирать то, что им ближе, — развитие страны по новому, демократическому пути или сохранение прежнего, тоталитарного курса. Например, в марте 1988 года появилась знаменитая статья Нины Андреевой в «Советской России», обвинившей политику перестройки в предательстве. Те, кто выступал против возврата к тоталитаризму, приводили факты о жертвах сталинского периода, появилось общество «Мемориал» (1988 год).
Отличительной особенностью того времени было то, что объединение людей происходило стихийно, нецентрализованно, — свои локальные лидеры демократического толка появились буквально во всех республиках и регионах. Общие тезисы были у всех одинаковые: отмена 6-й статьи Конституции (в которой говорилось о главенстве КПСС), выборная демократия — народ контролирует власть.
Следующим логичным шагом было бы создание единой политической организации, и ядром такой структуры в 1988 году стало Московское объединение избирателей (МОИ), куда вошло большинство столичных демократических групп. Фактически лозунг был один — против монополии КПСС на власть.
МОИ приняло для себя решение поддерживать кандидатов на выборы народных депутатов СССР весной 1989 года, самым тесным образом сотрудничало с МДГ, прежде всего с Ельциным, Сахаровым, Поповым, Афанасьевым.
На весну 1990 года были назначены выборы народных депутатов РСФСР. Поскольку времени на полноценную организацию и регистрацию политической партии не хватало, МОИ написало программу для демократических кандидатов в депутаты. В программе были сформулированы основные положения — институт частной собственности, разделение властей и др. Программу мы опубликовали в журнале «Огонек» и предложили демократическим кандидатам из регионов поддержать ее. После этого, в феврале 1990 года, в Москве, во Дворце молодежи, состоялась конференция, на которой эта программа была утверждена, и был создан блок кандидатов в депутаты РСФСР под названием «Демократическая Россия».
Кандидаты блока получили достаточно большое число мандатов, и в итоге в парламенте РСФСР оказались два политических полюса — КПСС и «ДемРоссия». Кульминационным стал момент выборов председателя Верховного совета РСФСР 29 мая 1990 года. Они состоялись только с третьей попытки — с первых двух ни одному из кандидатов не удавалось преодолеть 50%-ный барьер. Председателем Верховного Совета был избран Борис Ельцин, и это стало одной из критических точек крушения советского режима.
Следующим шагом было создание самого движения «Демократическая Россия». Его учредительный съезд состоялся 20–21 октября 1990 года, в Москве в кинотеатре «Россия» (сейчас «Пушкинский»). В съезде участвовало более 1300 делегатов из 71 региона, которые представляли практически всю палитру демократических сил того времени.
В процессе развала СССР Политбюро ЦК КПСС несколько раз пыталось силой, применяя оружие против мирных граждан, остановить этот процесс (Тбилиси, апрель 1989 г.; Баку, январь 1990 г.; Вильнюс, январь 1990 г.) По каждому из событий МОИ и «ДемРоссия» выступали с требованием остановить применение армии. Если бы не было таких неоднократных выходов сотен тысяч москвичей, инициированных МОИ и «ДемРоссией», не исключено, что развал Советского Союза мог бы произойти так же кроваво, как и распад Югославии. Политбюро встречало сопротивление со стороны москвичей и останавливалось. В феврале 1990-го и в марте 1991 года в Москву вводилась бронетехника для разгона многотысячных манифестаций в поддержку действий парламента РСФСР. В марте 1991 года депутаты России отказались заседать среди войск и встали живой цепью между армией и народом, остановив возможное кровопролитие.
Велика роль «ДемРоссии» была и в избирательной кампании Президента России весной—летом 1991 года. Телевидение в основном было под контролем союзного центра, поэтому избирательная кампания шла «от дома к дому». Очень велика была роль рядовых активистов. В «ДемРоссию» вступили многие новые независимые профсоюзы, например, профсоюзы летного состава «Аэрофлота», которые самолетами развозили агитационные материалы по регионам России. Я помню, как лично приезжал в аэропорт и грузил прямо в кабину пилота пачки этих материалов.
Это было время наиболее полного единения и подъема всех демократических сил страны. Казалось, что появились возможности для важнейших преобразований. Ключевым вопросом стало будущее СССР. Горбачев пошел на определенные уступки демократам: совместными усилиями готовились документы по созданию Содружества Независимых Государств вместо унитарного Советского Союза. Новый Союзный договор должен был быть подписан 20 августа 1991 г. в Москве.
Но 19 августа история сделала крутой поворот: ГКЧП, Горбачев, взятый в заложники в Крыму, запрет массовых акций в Москве и танки на улицах для их разгона.
Никакого Интернета тогда в помине не было. Сразу после выступления ГКЧП по телевидению активисты «ДемРоссии», обзванивая москвичей или отвечая на многочисленные звонки встревоженных граждан, стали созывать людей к Белому дому. Десятки тысяч людей провели несколько суток под его стенами, реально рискуя жизнью. Армия и сотрудники спецслужб, испугавшись большой крови, отказались его штурмовать. В конце концов армия перешла на сторону Ельцина.
22 августа было объявлено о разгроме ГКЧП. Эти дни были кульминацией народной революции 1989–1991 годов, ее победой.
И после триумфа, как это часто бывает, у «ДемРоссии» начался трудный период. Фракция должна была формировать новую власть. Часть депутатов вошла в аппарат президента, впервые созданный в стране, — появилась так называемая демократическая номенклатура. Ее задачей было формировать и поддерживать новую власть, к чему отнюдь не все были готовы. Еще меньше к поддержке власти были расположены представители народно-демократического и по сути протестного движения «ДемРоссия». Внутри движения наметились расхождения. Этот процесс шел достаточно медленно, и «ДемРоссия» была в состоянии поддерживать Ельцина массовыми акциями вплоть до октябрьских событий 1993 года. Но потом движение потеряло контакт с Ельциным, а с началом чеченской войны в декабре 1994 года ушло в оппозицию к президенту.
О дальнейшей истории страны можно рассуждать в другом месте и в другое время. Пока стоит остановиться на том, что дала всем нам «ДемРоссия».
Это движение было единственным примером в тысячелетней истории России, когда народные массы, сплотившись против власти, принципиально отвергнув насилия, добились ее капитуляции.
Вторым важнейшим уроком «ДемРоссии» был принципиальный отказ от национализма. Именно благодаря этому Россия избежала судьбы Югославии, кровавых событий, подобных тем, что произошли в Грузии, Азербайджане, Молдавии, где антикоммунистические движения были соединены с национализмом.
Эти уроки важны как для демократов, так и для власти. Если нынешняя власть не сменит курс на пожизненное президентство Путина, ее ждет та же участь, что постигла тоталитарный советский режим.