Парижский саммит «нормандской четверки» и заседание контактной группы в Минске, на котором республики Донбасса заявили о переносе местных выборов на февраль 2016 года, сопровождаются настоящей истерикой. Радикалы орудуют с обеих сторон. Российские националисты уверяют, что чуть ли не завтра Донбасс «сольют» киевскому оранжаду и олигархам. Украинский майданутый бомонд обвиняет Россию в том, что она сделала очередной шаг к присоединению мятежных территорий юго-востока.
Политика — игра. И эта игра редко бывает с нулевой суммой, когда победитель получает все. Инфантильные ожидания некоторых соотечественников на то, что уже завтра Украина развалится сама по себе, Порошенко позорно сбежит в женском платье куда-нибудь в Канаду, а Европа снимет с России санкции, как минимум несерьезны.
Да, Украина последние новости — это дефективное государство, с которым России все равно придется иметь дело. Соседей в таких случаях не выбирают. Да, Порошенко — лжец, но и он не худший вариант на фоне конкурентов. Падение украинского общества дошло до такой степени, что легко можно представить на его месте Турчинова или даже Ляшко. Украинская игра для России — это игра в долгую, в которой каждый шаг имеет множество измерений. Более того, сейчас эта игра в самом разгаре. Возможно, что начинается самая интересная ее часть. И неплохо бы отдать дань спокойному анализу результатов и их соответствия интересам страны, а не эмоциям и обидам.
Исходя из такого подхода и следует оценивать основные договоренности, достигнутые в Париж 2 октября на саммите «нормандской четверки» и объявленные в Минске 6 октября на встрече контактной группы.
Саммит на какое-то время прервал демарш Порошенко по срыву Минских соглашений. В течение полугода с 12 февраля Порошенко делал все, чтобы не начинать политическое урегулирование. Для него срыв Минска-2 — необходимый шаг с целью вовлечения в игру американцев. Несмотря на риторику о единой Украине, де-факто он отказался от ответственности за Донбасс. Его задача — чтобы украинская армия триумфально вернула Донецк и Луганск силой или они сами попросились бы в подчинение Киеву. Украинские власти последовательно отказались предоставить Донбассу автономию, принять закон об амнистии, принять согласованные с ополченцами поправки в Конституцию и, в конце концов, запретили проводить на неподконтрольных территориях местные выборы. То есть принимали решения, находящиеся в прямом противоречии с Минскими соглашениями.
Европе и Украине по разным причинам было принципиально завершить Минские соглашения до конца года. Париж и Берлин были важными участниками мирного процесса и подписывались под конкретными сроками его завершения. Но нужно помнить, что Европа в этой игре не всегда сторонник Киева, готовый закрывать глаза на все его действия. Она заинтересована в выполнении Минских соглашений и, надо признать, в последнее время все чаще рассматривает вопрос мира на Украине в увязке с соблюдением российских интересов.
Что касается Киева, то Порошенко хотел использовать безрезультатное завершение срока исполнения соглашений, чтобы обвинить в его срыве Россию и потребовать введения новых международных санкций. Это открыто и регулярно объявлялось украинской стороной. Россия, в свою очередь, настаивала, что только по причине действий Украины Минские соглашения не вписываются в оставшиеся до нового года три месяца. В результате в Париже Франция и Германия приняли точку зрения Москвы, а не Порошенко. Участники саммита признали, что Минские соглашения будут продлены на следующий год.
Продление процесса урегулирования за пределы 2015 года открывает всем сторонам новые возможности для защиты своих интересов. Очевидно, что как Киев, так и ДНР с ЛНР попытаются воспользоваться предоставленным временем.
Вторым камнем преткновения парижского саммита был вопрос о проведении местных выборов в ДНР и ЛНР. В ответ на запрет Киева проводить в Донбассе местные выборы 25 октября республики летом назначили голосования на 18 октября и 1 ноября. Не секрет, что решение это было разумным тактическим ходом с целью принудить Украину выполнять Минские соглашения. И республики разыграли его на «пятерку».
Киев сосредоточился на требовании отмены этих выборов. Европейцы тоже оказались готовы сыграть в эту игру. В качестве жеста доброй воли ДНР и ЛНР выступили с предложением перенести выборы на февраль следующего года, предоставив Киеву возможность наконец-то по-настоящему выполнить Минские соглашения. Теперь Верховная Рада Украины обязана принять согласованный с республиками закон о выборах на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Кроме того, Украина согласилась предоставить Донбассу постоянный особый статус, зафиксированный в новой редакции Конституции.
Если же Украина не примет специальный закон, выборы в ДНР и ЛНР все равно состоятся в феврале, но виноват в срыве соглашений будет уже президент Порошенко, а не Россия, Захарченко и Плотницкий. Так что этот раунд завершился победой республик.
Есть, конечно, в этих договоренностях и ложка дегтя. Стороны еще раз подтвердили, что выборы в Донбассе пройдут под контролем и при решающей роли БДИПЧ ОБСЕ. Не нужно питать иллюзий относительно объективности этой организации. За примерами тоже далеко ходить не надо. В 2004 году ОБСЕ сначала признала второй тур президентских выборов на Украине не соответствующим «международным стандартам», затем констатировало легитимность «третьего тура», не опираясь ни на национальное законодательство Украины, ни на свои собственные стандарты. В итоге именно третий тур стал важным прецедентным решением и заодно точкой отсчета постепенного крушения украинских политических институтов.
Бессмысленно ожидать, что ОБСЕ на предстоящих выборах в Донбассе будет вести себя по-другому и станет нейтральным арбитром. Если, например, в Макеевке победит неугодный Киеву кандидат, то нужно быть готовым к тому, что выборы наблюдателями из Европы будут признаны «несправедливыми или неконкурентными». К такому повороту событий и республикам, и российской стороне нужно готовиться заранее.
Наконец, переговоры контактной группы в Минске выявили важную деталь — именно республики обеспечивают дальнейший процесс урегулирования. Напомню, что предложения Луганска легли в основу договоренностей о возможности продления соглашения на следующий год и согласия европейцев на проведение выборов в феврале. И в Минске ДНР и ЛНР потребовали создания инструмента парафирования проектов поправок в украинское законодательство контактной группой: чтобы обязательства сторон можно было фиксировать и контролировать.
Что же касается своеобразных трактовок Порошенко и Климкиным итогов парижского саммита, то и это часть политической игры, направленной на внутреннюю аудиторию. Не могут же они сразу признаться, что проиграли Путину. Истериков хватает и на украинской стороне.
В итоге — сейчас мяч на стороне Киева. Перенеся выборы на февраль, республики отобрали у Порошенко последний аргумент, которым он мог воспользоваться, тормозя выполнение Минских соглашений. Если он опять будет петлять и отказываться от переговоров, то это будет уже его вина, и никакими несогласованными местными выборами ее объяснить будет уже невозможно.