О рисках боевой операции мы поговорили с Героем Советского Союза, президентом фонда «Герои Отечества», военным летчиком Валерием Анатольевичем Бурковым.
-За сколько дней или недель летчики могли узнать о командировке в Сирия?
-Могло быть по всякому. Они готовились, отрабатывали навыки и эта командировка для них не была неожиданностью.
-У летчиков была возможность отказаться от участия в боевых действиях на территории другого государства?
- Когда человек подписывает контракт о службе в Армия, он естественно подписывается под тем, что будет исполнять свои обязанности в любом месте, куда его направит родина.
-Летчиков ставят в известность о сумме командировочных, которые им будут выплачены в дополнение к денежному довольствию и страховых сумм в случае его гибели?
-Когда мы отправлялись в Афганистан, точно знали все подробности о материально — бытовом обеспечении.
-Можете оценить риски подобной боевой операции. У ИГИЛ, хоть и в небольшом количестве, но тоже есть зенитно — ракетные комплексы, самолеты и вертолеты.
-Я полагаю, что у противника есть определенные средства поражения воздушных целей, в каком объеме — знают наши военные специалисты, которые и занимаются планированием операции. Естественно, никогда нельзя исключать, что самолеты могут быть сбиты. Летчики к этому готовятся. Набор средств поражения всегда известен, летчики знают, как им противодействовать.
Когда идет ударная авиация, фронтовые бомбардировщики Су-24М или Су-34, организуются все виды обеспечения нанесения удара - как на земле, так и в воздухе. Дежурят поисково — спасательные группы, которые включают авиационные средства, например, вертолеты, а также наземную группу из сухопутных войск, которые в случае необходимости, и будут спасать экипаж.
- К тому же, всегда есть истребительное прикрытие. Многоцелевые самолеты готовы провести воздушный бой.
Тут нужно говорить о комплексном обеспечении. Это и подавление радиоэлектронными средствами радиосвязи противника, и фотографирование объекта — до и после удара. Всегда оценивается эффективность удара: куда попали, каково поражение. Этот контроль может производится, как с самолетов, со спутника, так и с беспилотника.
-Смешанная авиагруппа ВКС Россия развернута на сирийском аэродроме Хмеймим близ Латакии. Как он защищен?
-Аэродром защищается от любых противодействующих средств, в том числе и от диверсионных групп, которые могут попытать проникнуть и устроить диверсию. Для этого наземными войсками строится охрана и оборона аэродрома. Это и минные поля, и противовоздушная оборона, и средства разведки, которые призваны выявлять приближающего противника. Оборона выстраивается в несколько эшелонов. На дальних подступах стоят сирийские военные, на ближних — российские.
-Сложно психологически нажать на тумблер, чтобы сбросить бомбу?
-Нет. Я в Афганистан был авиационным наводчиком, а до этого и летал, и бомбил. Одно дело, когда ты идешь с пехотой и видишь противника вблизи, над тобой свистят пули. И совсем другое, когда летишь на самолете. На высоте ты не ощущаешь той полноты опасности, которая реально существует. В лучшем случае летчик видит вспышку на земле. В самолете опасность ощущается по — другому.
-Летчикам будут отдельно платить за каждый вылет?
-В Афганистане у нас такого не было. В ходе боевых действий существует норма боевых вылетов, которые не могут быть больше положенного, потому что по напряжению это летчику будет уже не под силу.
-Положен ли летчикам при боевых действиях усиленный рацион питания?
-Есть обычная норма питания и усиленная, которая разрабатывается в зависимости от климатических условий района боевых действий. Летчикам дополнительно выдаются как вторые блюда, так и масло, шоколад, соки, орехи.
-Мы узнаем о потерях, если они вдруг произойдут?
-Как правило, это закрытая информация.
-Летчики получат статус «участник боевых действий»?
-Если они участвуют в реальных боевых действиях, для них будут предусмотрены соответствующие нормы.
Для военного человека участие в реальных боевых действиях - это огромный опыт. Учения не всегда могут вскрыть любые недостатки. Боевая операция позволяет выявить все минусы, проанализировать опыт и сделать шаг вперед в боевой подготовке.