Константин КОСТИН, председатель правления Фонда развития гражданского общества, в прошлом — начальник управления Президента Российской Федерации по внутренней политике:
— Владимир Владимирович, безусловно, принимает это решение сам. Он — самый популярный политик в стране, уровень его поддержки беспрецедентен, и помешать Путину оставаться главой государства не может ничто, кроме его собственного решения.
Его ответ американскому журналисту стоит рассматривать в совокупности с ответом на аналогичный вопрос ТАСС, заданный около года назад. Тогда Путин тоже сказал, что решение о четвертом сроке будет зависеть от его ощущения и текущих событий. Я думаю, что оба раза президент ответил абсолютно честно — то есть окончательных решений не принято, а о предварительных мне сложно говорить. Есть популярный автор «МК» Станислав Белковский, который пытается расшифровывать Путина и предсказывать его речи на переговорах. Но даже у него не очень хорошо получается. Потому что любой настоящий политик всегда остается непредсказуемым до конца. Настоящих лидеров, к числу которых относится Путин, всегда отличает способность к совершенно неожиданным шагам и решениям «на флажке».
— Нормально ли то, что судьбу президентского кресла решает только один человек в зависимости «от настроения», а не хотя бы группа лиц?
— Я не вижу в этом опасности, поскольку Путин говорит в первую очередь о контексте, а только потом о настроении. А контекст — это и социальное самочувствие общества, и уровень доверия к власти, и готовность политического класса поддержать поход президента на новый срок.
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
— Иногда западным журналистам нужно бросить кость. И вот ироничное высказывание о том, что все будет зависеть «от настроения» — это такая кость. Пусть погложут, поинтерпретируют. Пусть пообсуждают тему о том, что судьбы мира зависят всего лишь от настроения Путина.
Говоря о том, что решение о четвертом президентском сроке еще рано озвучивать, Путин поступает абсолютно правильно. Оглашать его сейчас было бы неосмотрительно. Это бы вызвало шквал критики: «Он решил узурпировать власть, он не дает власти меняться». А зачем такой «пиар», когда у человека рейтинг доверия 85%?
А заявление о том, что Путин не планирует идти на четвертый срок, и вовсе привело бы общество в предынфарктное состояние.
Кроме того, любое определенное заявление на эту тему привело бы к немедленному началу избирательной кампании. Если она начнется сейчас, то продлится 2,5 года и за это время обрушит политическую конструкцию. Поэтому Путин, как мастер воинских единоборств, сейчас не раскрывается перед теми, кто может его атаковать. Он не связывает себя обещаниями и дает себе возможность озвучить любое решение, сделать любой неординарный ход — но в тот момент, когда это будет целесообразно.
— Кто принимает решение о судьбе президентского кресла: один человек или коллективный разум?
— У нас любят говорить о ручном управлении, о том, что Путин единолично управляет страной. Это, конечно, ложный образ. Как бы этого ни хотели критики Путина — такое технически невозможно. Судьбы страны решает каждый из высокопоставленных чиновников и глав госкорпораций. Каждый из них исполняет свою функцию, но ключевые решения принимаются коллегиально, и президент влияет на ситуацию не как владыка, а только как модератор и как фигура, которая примет на себя весь груз ответственности за принятое решение. У нас такая конструкция, что президент должен устраивать всех, иначе он просто не вынесет груза ответственности.
Лично я думаю, что Путин готовится к тому, чтобы нести этот груз и дальше и к новому президентскому сроку.
Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:
— Я думаю, что Путин все для себя уже давно решил и собирается идти на четвертый срок. У него нет ни одной причины, чтобы уходить из президентов. Доверие к нему безгранично, любовь к власти и привычка к ней у него есть. Когда подойдет время, к нему пойдут ходоки с мольбами остаться на троне, и через какое-то время он милостиво согласится. Но сейчас разыгрывать этот спектакль еще слишком рано.
У Путина, конечно, есть выбор. Ему есть на кого оставить страну, есть много людей, которые могли бы занять президентское кресло, и один человек даже на это надеется. Но у Путина есть пара мыслей на этот счет. Одна — что только он, Путин, может продолжать дарованную ему свыше миссию правильного управления страной, и вторая — что за бортом власти у него могут возникнуть проблемы.
А вопрос о том, нормально ли то, что такие судьбоносные решения принимает один-единственный человек, нужно адресовать не мне и не ему, а стране.